БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ- ежегодное, плановое распределение доходов в целях сбалансирования бюджетов, входящих в бюджетную систему. Бюджетное регулирование ос
уществляется в ходе межбюджетных отношений, которые подчиняются целому ряду принципов: 1) производится распределение и закрепление расходов и доходов по уровням бюджетной системы; 2) принцип равенства бюджетного права по субъектам РФ и муниципальным образованиям; 3) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности в субъектах РФ и муниципальных образованиях; 4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенство всех местных бюджетов во взаимоотношениях бюджетов субъектов РФ. Каждый субъект РФ и муниципальное образование имеют равные права на материальную помощь из федерального бюджета, если не хватает собственных средств. Для осуществления бюджетного регулирования применяются различные методы. 1-я группа - выделение регулируемых доходов. 2-я группа - предоставление финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Финансовая помощь может быть предоставлена в форме: 1) безвозмездной финансовой помощи: а) дотации - выделение определенной денежной суммы для покрытия текущих расходов, а также на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Выделяется без определения конкретной цели их использования (общие цели есть). Минимальная бюджетная обеспеченность (МБО) - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами власти в расчете на душу населения за счет средств соответствующего бюджета. МБО для каждого бюджета определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг. Утверждается Правительством РФ: каждый бюджет должен предусматривать минимальный уровень затрат на определенные услуги и т.д. Они (МБО и нормативы) составляются для того, чтобы обеспечить финансирование минимальных социальных стандартов - услуги гражданам, предоставление которых безвозмездно и безвозвратно гарантируется государством (право на жилье, на тепло в нем). Статья 135 Бюджетного кодекса РФ: до тех пор, пока средствами бюджета не обеспечивается финансирование минимальных социальных стандартов, в проект бюджета не могут быть включены расходы, не связанные с обеспечением этих стандартов; б) субвенции - определенная денежная сумма, выдаваемая на определенный срок и на конкретные цели ее использования. Срок и цели определяются органом власти, который выделяет субвенции из бюджета. В случае, если в срок и на цели субвенция не использована, не представляется отчет о ней, она подлежит возврату; в) создание фондов финансовой поддержки (в федеральном бюджете) - оговаривается конкретная сумма, сколько каждый из регионов получит. Формируется фонд поддержки муниципального образования; г) субсидии - для долевого финансирования целевых расходов; 2) возмездной финансовой помощи: а) предоставление бюджетных ссуд (но она может быть предоставлена и на безвозмездной основе) - в целях покрытия временных кассовых разрывов при исполнении бюджета; б) бюджетные кредиты - выделение денежных средств другим бюджетам или юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. В случае недостатка средств в бюджете закрытого территориального образования выделяются дотации. Однако, если доходы превышают расходы, остаточные средства не перераспределяются и не подлежат изъятию в бюджеты других регионов.
|