БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО (СИСТЕМА) - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства страны. В унитарных государствах два звена Б. С. -государственный (центральный) бюджет и местные бюджеты. Б. С. федеративного государства состоит из трех звеньев -федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Б. С. РФ состоит из бюджетов трех уровней -федерального, регионального (уровень субъекта РФ) и местного. Первый уровень - федеральный бюджет. Второй уровень Б. С. составляют региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ), которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. В основании Б. С. находятся многочисленные местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Б. С. РФ объединяет федеральный бюджет, 21 бюджет республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов и около 29 000 местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты Б. С. РФ самостоятельны и не включаются друг в друга. В Б. С. включены также государственные внебюджетные фонды. Бюджеты первого уровня - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов - утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты второго уровня - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов -утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты (бюджеты муниципального образования) принимаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Государственные внебюджетные фонды -форма организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории. Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением потребности в значительных объемах финансовых ресурсов и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономическихмероприятий. Государственные внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. По целевому назначению могут быть экономическими и социальными. К внебюджетным фондам относят: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Государственный фонд занятости населения РФ; 3) Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 4) Фонд социального страхования РФ. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) установление местных финансов, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. Бюджет субъекта РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Их полномочия подразделяются на: 1) полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и области; 2) полномочия по предметам ведения области. К исключительному ведению области относятся: 1) принятие и изменение устава, законов и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением; 2) определение административно-территориального устройства обл
асти; 3) установление системы органов государственной власти области, порядка их организации и деятельности, формирование органов государственной власти области в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней Б. С. РФ на соответствующей территории. Он не утверждается законодательным (представительным) органом данного субъекта РФ, а представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ.
|