РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫЙ - часть рынка, в котором осуществляется купля-продажа информационных продуктов (книг, баз данных и т.д.) и информационных услуг (предоставление литературы в библиотеке, доступ к базам данных). Различают три области современного Р. И., которые взаимодействуют между собой: Р. И. собственно информации; Р. И. электронных сделок; Р. И. электронной коммуникации. Самой распространенной частью Р. И. как в России, так и во всем мире, является информация, в которую входит ряд крупных секторов, главными из которых являются: сектор экономической информации; сектор научно-профессиональной информации; сектор массовой, потребительской информации; сектор социально-политическойинформации. Исходя из мировой практики становления Р. И. можно сделать вывод, что предпринимательская и управленческая деятельность нуждается в: быстрой доставке информации об общей экономической конъюнктуре; достоверной обновленной экономической и социальной статистической информации; новостях, содержащих сведения о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регулирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка. Огромная доля названной информации представляется на Р. И. при помощи электронных коммуникаций, а пользование ею возможно только при совершении сделок в электронной форме, к которым относятся: электронная система банковских операций; электронная биржа; система заказов билетов и т.д. Электронные банковские операции в России внедряются с помощью западных технологий. Например, система SWIFT позволяет при подключении к ней коммерческого банка принимать участие в электронных международных расчетах. В настоящее время формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки пользуются западными системами осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм: VISA, Mastercard, American Express. Среди электронных коммуникаций выделяют всевозможные системы средств связи и общения людей: сети передачи данных, электронная почта и т.п. Кроме того, Р. И. включает такие виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов и другие виды продуктов и услуг. К большинству поставщиков информационных услуг на мировом Р. И. относятся центры-генераторы баз данных (ЦГБД), центры-распределители информации на основе баз данных (ЦОБД), шлюзовые информационные службы, службы передачи данных и телекоммуникаций, информационные брокеры, и другие структуры, обслуживающие конечных потребителей. В России такие задачи, как: обработка баз данных и оказание платных услуг осуществляются крупными ЦГБД, такими как ВИНИТИ, ВНТИЦ, ИНИОН и т.д. Осуществление доступа российских потребителей к зарубежным ЦОБД может происходить по многим каналам, и в первую очередь, конечно же, через Интернет. Большая часть информационных услуг доставляется на Р. И. также через библиотеки, архивы и т.д. В большинстве своем со своими потребителями они взаимодействуют на коммерческой основе. В отличие от задач, которые обязаны решать потребители информационных продуктов и услуг, при выходе на Р. И. выделяют два рынка потребления: деловой и потребительский, которые в свою очередь подразделяются на большое количество частей. Основными пользователями баз данных в России являются: промышленные предприятия; представительства зарубежных фирм; государственные учреждения; банки; биржи. Становление и развитие Р. И. служит главным обстоятельством образования информационного общества, а также обеспечивает человека одним из его основных прав - правом на информацию.
|