ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. П. С. на З. включает право владения, пользования и распоряжения землей собственником. Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в которой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Согласно ст. 260 ЗК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота и не ограничены в обороте. Земельное законодательство предусматривает 3 формы собственности на землю: 1) частную собственность; 2) государственную собственность (федеральную, региональную); 3) муниципальную собственность. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности. Кроме того, ЗК РФ определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Для того чтобы иметь в собственности земельный участок, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Правовой статус граждан как субъектов права собственности на землю определяется гражданским и земельным законодательством. Согласно ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственников осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Статья 2 Закона предусматривает, что право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основаниями государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам о праве собственности на землю. В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов РФ находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами; 2) право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; 3) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; 4) занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Имущество, находящееся на праве собственности у городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Согласно ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; 2) право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством (например, договор купли-продажи, мены, дарения и т.д.), федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Акт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязательным, "завершающим" элементом юридического факта, в результате которого возникают, изменяются и прекращаются права на недвижимость, в том числе и на земельные участки. Важным последствием государственной регистрации является то, что этот акт закон признает единственным доказательством существования зарегистрированного права. Поэтому зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Статьи 4 и 14 Закона о государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним предусматривают 2 формы регистрации: регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию сделок с ним. Такая регистрация удостоверяется путем выдачи правообладателю свидетельства о государственной регистрации прав.
|