- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Организация производства - Курочкин А.С. |
Организация производства - Курочкин А.С.
5.3. Организация сбыта продукции
Роль и значение сбыта продукции
В условиях рыночных отношений радикалное реформирование экономики Украины (приватизация государственного имущества, хозяйственная либерализация предпринимательства и пр.) заставило отечественных руководителей предприятий по-новому взглянуть на роль сбыта. Как отмечает Д. Сакс, "основная идея рыночной экономики сводится к тому, что люди осуществляют собственный выбор — что купить, где работать, как разместить свои сбережения, а предприятия под этот выбор подстраиваются" [31].
Подстраиваться под платежеспособный спрос покупателей предприятию помогает рыночно-ориентированная служба сбыта. Точнее говоря, сбытовая деятельность, ориентированная на рынок. Рынок смещает предпринимательские акценты, а вместе с ними и затраты товаропроизводителей с проблем сугубо производственно-технического характера на проблемы сбыта.
Проблемы сбыта в экономически развитых странах со значительным упрощением характеризуются следующими данными. По расчетам П. Дракера, из каждого доллара, затраченного потребителем на покупку товаров, 50 центов в той или иной степени связаны со сбытом. Это подтверждается постоянным увеличением затрат на этот вид деятельности [29].
Для экономически развитых стран сбытовая деятельность заключается не только и не столько в продаже готовой продукции, сколько в ориентации производства на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей; активной работе на рынке по поддержанию и формированию спроса на продукцию предприятия; организации эффективных каналов распределения и продвижения товаров.
Подобные тенденции смещения центра затрат с собственно производства на сбыт наблюдаются также в экономике Украины. Это объясняется тем, что основная часть сбытовых расходов связана с организацией продвижения товара на рынок.
Зарубежные экономисты дают такое определение понятия сбыта: сбыт товара представляет собой цепочку, связывающую предприятие-производитель с потребителем через промежуточные звенья: сбытовиков, торговых посредников, инициаторов покупки [5].
Анализ конъюнктуры украинского рынка дает основания с большой долей вероятности предполагать, что основной причиной кризиса сбыта является несопряженность ассортимента произведенной продукции со структурой потребительского спроса. У отечественных товаропроизводителей до сих пор превалирует стремление продавать то, что может быть продано. Поэтому для значительной части отечественных товаропроизводителей все еще более актуальна проблема сбытовой ориентации, а не идеология маркетинга. Сравнительная оценка сбытовой и маркетинговой ориентаций предприятия приведена в табл. 20.
Сущность Службы сбыта сбытовой ориентации
Основываясь на экономическом — реализме отметим что значительное количество украинских товаропроизводителей все еще тяготеет к сбытовой ориентации. Это
объясняется следующими основными причинами:
• товаропроизводители вынуждены концентрировать усилия на товаре, а не на нуждах потребителей, так как имеют очень ограниченные инвестиционные возможности;
Таблица 20
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СБЫТОВОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Параметр предприятия | Характеристика ориентации | ||
сбытовой | маркетинговой | ||
Концентрация усилий | Товар | Нужды потребителей | |
Товарный ассортимент | Узкий | Широкий | |
Производственный процесс | Жесткий | Гибкий | |
Упаковка товара | Средство хранения товара | Средство формирования спроса | |
Производство нового товара | Определяют производственники | Определяют маркетологи | |
Ценовая политика | Затратные цены | Цены рыночного равновесия | |
Конкурентоспособность товара | Преимущественно ценовая конкуренция | Превалируют неценовые формы конкуренции | |
Планирование | Преимущественно краткосрочное | Преимущественно долгосрочное | |
Продажа | Продается то, что производится | Производится то, что продается | |
Способ достижения цели | Максимизация прибыли за счет увеличения объема продаж | Достижение прибыльности за счет удовлетворения спроса |
• широкий товарный ассортимент возможен при наличии гибких производств, внедрение которых сдерживается технико-технологической отсталостью;
• превращение упаковки товара в средство спроса возможно при создании индустрии упаковочного производства для упаковываемых товаров;
• чтобы производственную программу определяли маркетологи, необходимо не только гибкое производство, но и наличие значительных производственных резервов, включая резервы производственных мощностей, финансовых ресурсов и др.
Чтобы получить более полное представление о сущности сбытовой ориентации товаропроизводителей, рассмотрим понятие и содержание сбытовой деятельности, сформировавшиеся в странах СНГ. Под сбытовой деятельностью понимается процесс продвижения готовой продукции на рынок и организации товарного обмена в целях извлечения предпринимательской прибыли. В этом случае под готовой продукцией подразумеваются произведенные на предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены на рынке как товары.
Цели сбыта производны от целей предприятия, среди которых в настоящее время превалируют цели максимизации прибыли. Учитывая практику извлечения спекулятивной прибыли (иногда и криминальным путем), подчеркнем, что прибыль, получаемая от сбытовой деятельности, по природе является предпринимательской. Достичь этой цели можно при успешном решении следующих основных задач в области сбытовой деятельности:
• производственные мощности оптимально загружены благодаря заказам потребителей;
• рационально выбраны каналы продвижения товаров;
• минимизированы совокупные затраты в хозяйственном цикле товара, включая расходы на послепродажное обслуживание и потребительский сервис.
Created/Updated: 25.05.2018