special

Организация производства - Курочкин А.С.

Лимитные документы

Лимит — это строго ограниченное ко­личество материальных ценностей, подлежащих отпуску цехам за определенный период времени. По ис­течении срока действия лимитного документа выдача материалов пре­кращается, даже если лимит не выбран. С разрешения ОМТС недопо­лученное количество материалов может быть добавлено к лимиту на следующий период. Лимит оформляется специальными документами, выписываемыми в трех экземплярах: первый направляется складу, второй — цеху, третий остается в отделе материально-технического снабжения для контроля.

Лимит выдается на материалы, многократно используемые цехом в течение месяца (квартала). Цех имеет право единовременно забрать со склада все запланированные ему на месяц материалы либо получать их частями.

Применяются следующие виды лимитных документов: лимитная карта (месячная и квартальная); лимитно-заборная ведомость (месяч­ная и квартальная) и план-карта (месячная).

Единой типовой формы этих документов не существует. Форма до­кумента зависит от характера и стабильности производства, системы питания цехов и метода расчета потребности цехов в материалах.

Лимитная карта применяется тогда, когда жесткая регламентация поставок по срокам и объемам затруднительна (индивидуальное и мел­косерийное производство). В лимитной карте указываются месячная по­требность в материале, размер запаса и месячный лимит (см. форму 1).

Форма 1

ЛИМИТНАЯ КАРТА

Материалы по настоящей

Материалы по настоящей карте доверяется получить

подпись которого удостоверяется Начальник ОМТС_

Начальник цеха _ Руководитель группы_

Бухгалтер _

(подпись доверенного лица)

Лимитно-заборная ведомость (карта) вводится при лимитирова­нии расхода вспомогательных материалов обычно тогда, когда по­требность в них неравномерная и отсутствуют достаточно точные нор­мы расхода. Отпуск материалов по лимитно-заборной ведомости (кар­те) регламентируется заранее установленными сроками (обычно раз в месяц или в квартал). В такой ведомости указываются количество ма­териалов, которые может расходовать цех, и сроки его получения.

План-карта обычно применяется в массовом и крупносерийном производствах, т. е. в условиях стабильной потребности и четкой рег­ламентации производства. В ней указываются установленный цеху ли­мит по каждому виду материалов, сроки и размер подачи партии. В со­ответствии с планом-картой склад собственными транспортными сред­ствами доставляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки. Отпуск материалов оформляется приемо-сдаточными наклад­ными. В бланке плана-карты ведется текущий учет выполнения плана поставок.

Материалы отпускаются со склада, указанного в лимитной карте, по предъявлению цехом экземпляра карты. По мере фактической выда­чи в карте фиксируется отпущенное количество материалов. При этом кладовщик расписывается в экземпляре карты цеха, а представитель цеха — в экземпляре карты склада. Увеличение или уменьшение лими­та на протяжении месяца также вносится в карту.

Отпускать материалы с небольшим отклонением от количества, указанного в лимите, можно без дополнительного разрешения, если это вызвано состоянием упаковки материала, тарой и т. п. Сверхли­митный отпуск в производство на покрытие брака и потерь оформляет­ся соответствующим документом и в лимитной карте не фиксируется.

Лимитные документы сдаются в бухгалтерию для учета движения материалов в конце каждого месяца. Суммарные данные по лимитным картам подсчитывает бухгалтерия.

Планирование снабжения цехов материалами предусматривает сле­дующие операции:

• определение потребности каждого цеха в материалах на плани­руемый период;

• определение норматива цеховых запасов;

• определение ожидаемых остатков материалов в цехе на начало планируемого периода;

• оформление лимита на материалы.

Существуют два способа расчета потребности, каждый из которых ведется методом прямого счета, т. е. умножением установленной цеху производственной программы на существующие нормы расхода.

Подетальныйрасчет (наиболее громоздкий) ведется по плану запуска деталей в производство с учетом времени опережения к выпуску продук­ции.

Расчет по поиздельным нормам расхода ведется на основании ут­вержденного плана выпуска продукции, производственного цикла и ведомости расцеховки. Отпуск материалов в задел оформляется двумя способами:

• комплексный лимит на определенное количество изделий, кото­рые являются переходящими до конца года, оформляется в ян­варе однократно;

• лимитная карта выдается с месячным опережением (например, на программу мая при месячном цикле производства лимитные карты оформляются в конце марта и выдаются на апрель).

Основные пути экономии материалов

Экономия сырья, материалов и топлива является важным фактором увеличения масштабов производства при определенном объеме материальных ресурсов.

К основным направлениям экономии материальных ресурсов на предприятии относятся:

• снижение массы машин и изделий;

• уменьшение производственных потерь и отходов;

• правильный выбор и подготовка сырья и материалов к произ­водственному потреблению;

• внедрение новой техники и передовых прогрессивных техноло­гических процессов;

• повышение уровня культуры производства и ликвидация брака;

• повышение уровня использования оборудования и интенсифика­ция производственных процессов;

• повышение уровня организации производства и развитие специ­ализации;

• утилизация отходов производства и комплексное использова­ние сырья;

• повторное использование материалов и изделий;

• обеспечение нормативных условий хранения и транспортиров­ки сырья, материалов, топлива и изделий;

• снижение сверхнормативных запасов сырья и материалов, пре­дотвращение образования неликвидов.

Важным показателем экономии материальных ресурсов является снижение материалоемкости продукции, которое характеризуется до­лей материальных затрат в себестоимости единицы продукции.

Как правило, в результате повышения уровня конструкторских разработок предприятия осваивают выпуск более совершенных изде­лий, которые имеют малые габаритные размеры и массу при одновре­менном сохранении или улучшении технических характеристик.

Значительным резервом экономии материальных ресурсов является выбор оптимальной формы (метода) обеспечения необходимыми ре­сурсами исходя из особенностей, продолжительности их получения, количества и цены ресурса. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует проанализировать надежность постав­щика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции. При заключении с поставщиками контрактов (договоров) следует помнить о необходимости отражения в них количественных и особенно качественных показателей, сроков, санкций и других требований.

Логистический подход к управлению материальными потоками

Снабженческая деятельность наиболее существенно связана с маркетингом, планированием производства и финансовой службой. Часто цели этих служб могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. В этой связи целесообразно создавать специальную логи­стическую службу для управления материальным потоком начиная с формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

Под логистикой обычно понимают направление хозяйственной де­ятельности, заключающееся в управлении материальными потоками в сфере производства и обращения.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нема­териальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизвод­ственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведе­ния готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передаче, хранении и обработке со­ответствующей информации.

Специальная логистическая служба создается на основе интегра­ции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую логисти­ческую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды.

Цель логистической системы — доставлять материалы, изделия и товары в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, с мак­симально возможной степенью подготовки к призводственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Различают следующие элементы логистической системы:

• закупка — подсистема, обеспечивающая поступление матери­ального потока в логистическую систему;

• склады — здания, сооружения, устройства для хранения матери­альных запасов;

• запасы — запасы материалов, позволяющие логистической сис­теме быстро реагировать на изменение спроса;

• обслуживание производства — подсистема для обслуживания процесса производства;

• транспорт — материально-техническая база и инфраструкту­ра, с помощью которых грузы транспортируют;

• информация — подсистема, обеспечивающая связь и координа­цию всех элементов логистической системы;

• кадры — персонал, выполняющий логистические операции;

• сбыт — подсистема, обеспечивающая выбытие материального потока из логистической системы.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 34).

Границы логистической системы

Материальный поток в логистической системе образуется в резуль­тате совокупности определенных действий с материальными объекта­ми. Эти действия называются логистическими операциями.

Материальные потоки образуются в результате деятельности раз­личных предприятий и организаций. Это могут быть транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы, коммерческо-посреднические организации, предприятия-изготовите­ли, предприятия оптовой торговли и т. п. Их силами формируются ма­териальные потоки, осуществляется процесс товаропередвижения. Они самостоятельно оценивают конкретную ситуацию и принимают решения. В условиях рыночной экономики лидирует в конкурентной борьбе тот, кто овладеет методами логистики.

Применение логистического подхода к управлению материальны­ми потоками в практике хозяйственной деятельности позволяет:

• гибко реагировать на быстроизменяющиеся приоритеты потре­бителей;

• значительно сокращать временные интервалы между приобрете­нием сырья и материалов и поставкой товаров конечному по­требителю;

• минимизировать товарные запасы;

• сокращать время доставки товаров;

• ускорять процесс получения информации;

• повышать уровень сервиса.



 

Created/Updated: 25.05.2018