- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Организация производства - Курочкин А.С. |
Организация производства - Курочкин А.С.
4.2. Организация на производстве научно-исследовательской работы (основные положения)
В конце XIX и особенно в начале XX в. окончательно сформировалось мнение, что по мере развития общества его богатство начинает определяться уже не столько затратами рабочего времени, сколько общим уровнем науки и ее применением к производству.
Процесс реализации потенциальных возможностей фундаментальной науки можно представить в виде единой цепи, состоящей из органически взаимосвязанных стадий теоретического поиска, прикладных исследований и конструкторско-технологических разработок, в комплексе доводящих полученные результаты до технических решений, пригодных для передачи в сферу материального производства. Конечно, такое деление на стадии носит условный характер, поскольку на практике отдельные этапы прохождения научных идей могут исключаться или осуществляться параллельно. В современных условиях эта цепь "поиск — исследование — разработка" широко известна как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — это комплекс работ по поиску или разработке технологических и организационно-экономических способов и методов практического достижения нормативов конкурентоспособности (качества, ресурсоемкости и других показателей) объекта, установленных на стадии маркетинговых исследований.
В контексте рассматриваемого вопроса следует, что организации подготовки производства к выпуску новой продукции должны предшествовать маркетинговые исследования.
Маркетинг — это комплексная система производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследований и прогнозирования рынка. Осуществляется маркетинг с помощью комплексных программ, охватывающих меры, направленные на повышение качества товара, уровня ценовой политики, формирование спроса, стимулирование сбыта, организацию технического сервиса и расширение ассортимента оказываемых сервисных услуг. В прямом смысле маркетинг — это философия производства, которая полностью (от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до сбыта и сервиса) подчиняется условиям и требованиям рынка, находящегося в постоянном динамичном развитии. Другими словами, маркетинг — это создание того, что можно продать, а не сбыт того, что можно изготовить.
На основе проведенных маркетинговых исследований перед предприятием уже достаточно четко вырисовываются требования к будущей новой продукции. Разработку и совершенствование новых изделий и технологий, приемов и способов повышения качества, а также эффективности производства необходимо осуществлять на основе научных исследований и результатов научно-исследовательских работ. По направленности такие работы подразделяются на теоретические и прикладные.
Результатом теоретических исследований являются идеи, концепции и открытия.
Открытие — это выявление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
Теоретические исследования, как правило, выполняют подразделения Национальной академии наук Украины.
Прикладные исследования, в которых используются теоретические знания, изыскивают возможности и области их применения непосредственно в практике работы предприятий и завершаются рекомендациями по разработке технических заданий на проектирование новых изделий, товаров, приборов и т. п. Их выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-технологические и другие подразделения отраслевой и региональной направленности.
Важнейшими направлениями прикладных исследований для всех отраслей народного хозяйства страны являются следующие:
• компьютеризация производства на основе мощных и миниатюрных компьютеров;
• совершенствование технологий;
• расширение применения биотехнологии;
• создание материалов с заранее заданными свойствами, композиционных и синтетических материалов.
Технологические процессы должны совершенствоваться на основе применения лазерной, плазменной и вакуумной технологии, обработки взрывом, электрофизических и электрохимических методов обработки, безотказной малооперационной, безлюдной технологии.
На основе предложений научных исследований в технической и технологической областях появляются изобретения.
Изобретение — это новое или существенно отличающееся техническое или технологическое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект. Оно должно принципиально отличаться от известных решений аналогичной технической, технологической задачи не только в отечественной практике, но и в мировой.
Мощным рычагом в системе организации производства, повышения качества и эффективности работы, особенно в период подготовки производства к выпуску новой продукции, являются рационализаторские предложения.
Рационализаторское предложение — это новое и полезное для того или иного предприятия техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии и организации производства, применяемых материалов, снижения затрат в период эксплуатации товара потребителем и т. п.
Работу с рационализаторами и изобретателями организуют:
• на небольших предприятиях — инженеры по рационализации и изобретательству в составе технических (производственно-технических) отделов;
• на крупных предприятиях — специальные бюро по изобретательству и рационализации.
На предприятиях вопросам изобретательства и рационализации всегда придается особое значение. Для этого создаются службы патентоведения, обеспечивающие проверку изобретений, научно-технических достижений на патентоспособность и патентную чистоту, патентование изобретений за рубежом с одновременным определением стран, где целесообразно такое патентование.
В заключение отметим, что исследовательская работа по рационализации и изобретательству всегда планируется. План научно-исследовательских работ предприятия должен предусматривать:
• постоянное исследование рынка, покупателей и конкурентов;
• улучшение технологии и качества изделий, проектирование образцов новой продукции;
• совершенствование управления, планирования, организации производственных процессов и труда;
• развитие и совершенствование сервисной базы и технологии обслуживания выпускаемой продукции.
В план научно-исследовательской работы включаются не только работы, выполняемые на предприятии, но и те, которые выполняют другие предприятия на договорной основе. Еще раз подчеркнем, что план научно-исследовательских работ в системе НТП должен базироваться на результатах маркетинговых исследований, учитывать возможности предприятия и реализовываться в кратчайшие сроки.
Created/Updated: 25.05.2018