- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Организация производства - Курочкин А.С. |
Организация производства - Курочкин А.С.
Организация складского обслуживания производства
Складское хозяйство является неотъемлемой частью любого предприятия. Оно представляет собой оперативное подразделение, призванное обеспечивать бесперебойную работу всех производственных цехов и участков. В функции складского хозяйства входят:
• приемка материальных ценностей;
• предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (сортировка, сушка и т. п.);
• обеспечение сохранности материальных ценностей;
• снабжение производства всеми необходимыми материалами и комплектация участков и рабочих мест;
• отгрузка готовой продукции.
Складское хозяйство крупного промышленного предприятия представляет собой сложную систему, состоящую из сети складов со специальными устройствами и оборудованием для перемещения, штабелирования и хранения материалов, а также с весовым и измерительным оборудованием, вычислительной техникой, противопожарными средствами.
Склады являются одним из важнейших элементов системы складского хозяйства — это здания, сооружения и устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску их потребителю. Объективная необходимость в специально оборудованных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока начиная от первичного источника получения сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов (рис. 24).
Рис. 24. Материальные склады в системе производственного процесса промышленного предприятия: — направление материальных потоков;
1 — снабженческие; 2 — производственные; 3 — сбытовые
Материальные склады на промышленном предприятии подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.
Снабженческие склады находятся в ведении службы материально-технического снабжения. В них хранятся сырье и материалы, предназначенные для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса.
К производственным относятся склады полуфабрикатов и промежуточные межцеховые (литья, поковок и т. п.). Они находятся в подчинении руководства цехов.
Сбытовые склады находятся в ведении службы сбыта предприятия. В них хранится готовая продукция, подлежащая отгрузке потребителям. Время хранения продукции на складе регламентируется накоплением отгрузочных норм и комплектуется согласно планам поставки продукции.
По видам перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные и универсальные.
Специализированные склады предназначены для хранения определенных видов материалов (металлов, топлива, шахтовых материалов, ГСМ и т. п.), универсальные — для хранения различных видов материалов.
Кроме того, в состав складского хозяйства входят специальные устройства: бункеры хранения сыпучих материалов, резервуары для хранения жидкостей и др.
Склады классифицируются и по другим признакам. В широком диапазоне варьируются размеры складов — от небольших помещений общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, занимающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится на высоте, не превышающей человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы вообще хранятся вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах. В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а также на условиях лизинга или сдаваться в аренду физическим либо юридическим лицам (склад коллективного пользования, или "склад-отель").
Различают склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
Существенным признаком склада является возможность доставки и вывоза груза с помощью автомобильного, железнодорожного или водного транспорта. Склады, имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов, называются прирельсовыми.
Складские операции условно делятся на две группы:
• собственно складские (или по системе складирования — выгрузка и приемка поступающих грузов, размещение и хранение продукции, отпуск ее потребителям и т. п.);
• вспомогательные производственного характера (распаковка, сортировка, комплектование, сборка материалов и изделий в партию к отправке, упаковка готовой продукции и т. п.).
Объем складских операций определяется:
• общим объемом и интервалом поставок и отправок материалов;
• размером партий поставок и отправок материалов;
• видом и типом материалов, условиями его хранения;
• перечнем вспомогательных операций;
• условием механизации и автоматизации складских операций;
• видом транспорта и др.
Основные складские операции осуществляются в системе складирования. Состав и последовательность их выполнения представлены на рис. 25.
Рис. 25. Операции системы складирования
Организация тарного хозяйства
Тарное хозяйство является самостоятельным подразделением вспомогательного производства, близко связанным со складским хозяйством, в частности со сбытовым складом. Такая связь объясняется тем, что товарная продукция, как правило, отправляется потребителям в определенной упаковке, таре. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сохранность материальных ценностей в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ и их перевозке.
Тара — это изделие, куда помещаются материалы, полуфабрикаты или готовая продукция с целью их качественной и количественной сохранности при транспортировке с места производства до места хранения или потребления. Назначение тары:
• предохранять груз от порчи из-за механических воздействий (удары, сотрясения), загрязнения и воздействия внешней среды (температура, атмосферные осадки и т. п.);
• предохранять груз от потерь при хранении и транспортировке;
• сокращать время погрузки-разгрузки и создавать удобства при обращении с грузом.
Состав и организация тарного хозяйства зависят от вида продукции предприятия, требований потребителя к ее фасовке, упаковке и таре, а также от кооперирования с предприятиями — поставщиками
тары и упаковочных материалов. Обычно часть тары и средств упаковки предприятия производят самостоятельно, для чего создаются специальные подразделения (цехи, участки). Основную часть тары предприятия получают от специализированных предприятий — бочки, стеклянные банки, металлические контейнеры и др.
Использование тары и упаковки в производстве включает такую обязательную операцию, как маркировка (указывается вид груза, его количество, требования к перевозке, грузоотправитель и грузополучатель, специальные требования по сохранности груза и т. п.).
Механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ
Несмотря на общее развитие механизации и автоматизации производственных процессов, погрузочно-разгрузочные и складские работы пока еще остаются одной из сфер производства, где преобладает тяжелый, малопроизводительный, непрестижный ручной труд. На этих работах, как отмечалось, занято 30-40 % общей численности вспомогательных рабочих. Причем количество занятых на этих работах ежегодно увеличивается на 1-1,5 %.
Механизация и автоматизация транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ дают значительный экономический эффект. Расчеты показывают, что 100 тыс. руб. (исчисление принято в ценах 1990 г.) капитальных вложений на механизацию транспортно-складских работ позволяют высвободить более 50 рабочих, занятых неквалифицированным трудом [37]. При этом очень важно выбрать наиболее целесообразные машины и механизмы, позволяющие выполнить эти работы наиболее производительно.
При выборе подъемно-транспортных средств для выполнения по-грузочно-разгрузочных работ следует руководствоваться экономической эффективностью тех или иных машин и механизмов.
Для складской переработки затаренных и штучных грузов применяются различные тележки, конвейеры, краны, авто-, электропогрузчики и др. Для переработки сыпучих грузов используются грейферные краны, транспортеры, бункеры и др. При выборе вида машины или механизма особое внимание следует уделять эксплуатационной надежности и соответственно условиям и объему предполагаемых работ.
Для перемещения грузов в горизонтальном и наклонном направлениях на небольшие расстояния применяются различные ручные тележки. Целесообразность их применения ограничивается массой перемещаемого груза и живой силой рабочего. Поэтому на большинстве предприятий для этого применяются электротележки (электрокары) различной грузоподъемности.
При перемещении сыпучих кусковых материалов и штучных грузов целесообразно применять конвейеры различной конструкции и шнековые устройства.
Для перемещения грузов в вертикальном направлении применяются электроштабелеры, грузовые лифты, элеваторы.
Значительное место в выполнении погрузочно-разгрузочных работ занимают механизмы, перемещающие грузы в смешанных направлениях — горизонтальном, вертикальном и наклонном.
Авто- и электропогрузчики позволяют загружать и разгружать железнодорожные вагоны и автомашины, перемещать и поднимать грузы на большую высоту, выполнять штабелеровочные работы. Наличие съемных грузозахватных приспособлений позволяет применять эти механизмы при переработке штучных, затаренных и сыпучих грузов, использовать их на различных производственно-складских операциях.
Для погрузки-разгрузки крупногабаритных и тяжелых грузов предназначены краны различной конструкции.
Самоходные стреловые краны, установленные на автомобильном, пневматическом и гусеничном ходу, обладают хорошей маневренностью, возможностью поворота вокруг оси на 360 и обслуживания больших площадей при незначительных габаритных размерах, с большой скоростью передвижения. Их недостатки — небольшая устойчивость, большая масса и высокая стоимость.
Передвижные пролетные краны (мостовые, козловые, велосипедные) широко применяются при переработке не только тяжеловесных и крупногабаритных грузов, но и, что самое главное, при большом их количестве либо необходимости постоянного их перемещения.
Ручные краны и электротали (кран-балки) применяются при необходимости перемещения грузов массой 0,25-5 т на сравнительно небольшие расстояния (до 250 м). Они передвигаются по подвесному монорельсовому пути и управляются с земли.
В складском хозяйстве предприятий широко применяются краны-штабелеры и межстеллажные подъемники. Они выполняют в пределах складов следующие операции: транспортировку грузов, укладку в ячейки стеллажей или в штабели, частичное или полное изъятие грузов из ячеек стеллажей. Их преимущество — возможность дистанционного управления с пульта вручную или с помощью компьютерных программ.
Контрольные вопросы и задания
1. Новые элементы организации ремонта оборудования в системах ЕСППР и ТСТОР, внедряемые на промышленных предприятиях.
2. Как устанавливается для каждой единицы оборудования категория сложности?
3. Чем отличаются и как рассчитываются объемы ремонтных работ за год и за цикл?
4. Благодаря каким факторам достигается экономия энергоресурсов на предприятии?
5. Предприятие переходит на выпуск новой продукции. Как на основе энергетического баланса установить плановый расход энергии, необходимой для производства новой продукции?
6. Какая система обеспечения рабочих мест инструментом в массовом производстве является прогрессивной?
7. Чем различается переходящий запас инструмента в цехе (ИРК) и ЦИСе? Как он в каждом случае устанавливается?
8. Какие показатели работы транспортных средств улучшаются при организации агрегатно-участкового метода их ремонта?
9. Какие новые системы организации транспортного хозяйства на предприятии повышают эффективность использования транспортных средств?
Created/Updated: 25.05.2018