ФРАНЧАЙЗИНГ (от англ. franchise - "льгота, привилегия") - форма отношений и хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса, заключающаяся в предоставлении крупной компанией (франчайзером) права использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, торговую марку, товарный знак или знак обслуживания) малой компании, являющейся самостоятельным юридическим лицом. Суть соглашения, заключаемого на основе контрактов типа "франчайз", состоит в том, что крупная "родительская фирма" предоставляет мелкой частной фирме право в течение определенного времени, в специально отведенном месте, с возможностью выбора участка вести свое дело. Такая опека часто помогает начинающему предпринимателю грамотно выбрать торговую зону, получить заем и др. Но главное -"родительская фирма" дает своему младшему партнеру право торговать своей продукцией под маркой "родителя". За такую услугу начинающий бизнесмен уплачивает вступительный взнос (в США сумма взноса составляет от 25 до 100 тысяч долларов) и отчисляет определенный процент с оборота в пользу "родительской" фирмы (от 3 до 12%). Кроме того, он обязуется закупать необходимые товары и оборудование у "родительской" фирмы. Франчайзер может выдать льготный кредит или быть поручителем при получении займа. Для малого предпринимательства преимущества Ф. заключаются в минимальных издержках для вступления в бизнес за счет использования торговой марки и рекламы франчайзера. В свою очередь франчайзер расширяет географию своей деятельности и доходы при минимальных размерах инвестиций, минимальном риске и сохраняет организационную компактность. Договор Ф. обычно предусматривает выплату за пользование торговой маркой и рекламой в зависимости от объема прибыли (продаж, услуг). Как правило, франчайзер контролирует деятельность малой компании в отношении качества и стоимости продукции (услуг). Ф. подразделяется на четыре вида: 1) торговый - торгующая организация открывает сеть своих магазинов, которые юридически не являются ее структурными подразделениями, филиалами или дочерними организациями; 2) сбытовой - используется производителем товаров для построения единой сбытовой сети, функционирование которой происходит под его контролем; 3) производственный - используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки; 4) в сфере обслуживания - близок к торговому Ф. Примерами могут служить сети фирменных гостиниц, ресторанов, авторемонтных мастерских. Наибольшее распространение Ф. получил в сфере торговли, бытовых услуг, гостиничном бизнесе. В последнее время крупные компании все больше расширяют транснациональную сеть работающих под их торговой маркой малых предприятий.
|