special

Юридическая энциклопедия. Буква Ф

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

- самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, т.е. в связи с планомерным образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуправления фондов денежных средств, необходимых для выполнения ими своих функций.

Предметом Ф. П. являются финансовые правоотношения, к которым относится широкий круг общественных отношений, возникающих в связи с организацией бюджетной системы, с бюджетным процессом, с установлением полномочий представительных и исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по распределению

государственных доходов и расходованию государственных средств; с установлением и выполнением обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин и т.д.) юридическими и физическими лицами; с привлечением государством для государственных нужд денежных средств юридических и физических лиц в добровольном порядке (посредством государственных внутренних займов и др.); с расходованием и использованием

представительными и исполнительными органами власти, юридическими лицами денежных средств; с регулированием денежного обращения в стране; с регулированием отношений внутри системы финансовых и кредитных органов; в связи с осуществлением финансового контроля.

Метод Ф. П. - метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредит ных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.

Метод Ф. П. характеризуется следующими особенностями:

1) одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;

2) любое юридическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти;

3) властные предписания не основываются на отношениях подчинения "по вертикали".

К принципам Ф. П. относятся:

1) принцип законности, означающий, что весь процесс аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами Ф. П.;

2) принцип федерализма, проявляющийся в разграничении компетенции РФ и ее субъектов в области финансов;

3) принцип разделения властей, причем приоритет в сфере финансовой деятельности государства отдается представительным органам власти перед исполнительными;

4) принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства опирается на систему финансово-плановых актов -бюджетов, смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и т.д.;

5) принцип гласности, в соответствии с которым содержание финансово-правовых актов и других сведений по вопросам финансовой деятельности государства доводится до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Финансово-правовые нормы носят государственно-властный, императивный

характер, так как их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений

финансово-правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и

уполномочивающие.

По времени охвата финансово-правовые нормы бывают общими (устанавливаемыми на неопределенный срок) и временными.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на:

1) материальные (закрепляют виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы и

т.д.);

2) процессуальные (определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений, например по прохождению бюджета).

Система Ф. П. состоит из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В ней определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования, т.е. регулирует определенный круг финансовых отношений, возникающих в сфере разнообразной разносторонней финансовой деятельности государства.

К источникам Ф. П. относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Источниками Ф. П. являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный), законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции, нормативные акты министерств, органов государственных внебюджетных фондов, Банка России и решения Конституционного Суда РФ, международные договоры и соглашения РФ с другими государствами.



 

Created/Updated: 25.05.2018