ФАКТОРИНГ - переуступка неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита. В соответствии с конвенцией о международном Ф., принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается Ф. в том случае, если имеют место как минимум два из четырех событий: 1) кредитование поставщика в форме предварительной оплаты его долговых требований; 2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; 3) инкассирование задолженности поставщика; 4) страхование поставщика от кредитного риска. В ряде стран к Ф. по-прежнему относят простой учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь первому признаку. Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Факторинговому обслуживанию не подлежат: 1) предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых невелика; 2) предприятия, производящие узкоспециализированную или нестандартную продукцию; 3) строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; 4) фирмы, реализующие продукцию на условиях послепродажного обслуживания; 5) предприятия, практикующие авансовые платежи или бартер. Факторинговые операции подразделяются на: 1) внутренние, когда поставщик, его клиент и факторинговая компания являются резидентами одной и той же страны; 2) международные; 3) открытые, когда должник осведомлен об участии в сделке факторинговой компании; 4) закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом Ф. осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму или без подобного права с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% уступаемых долговых требований) или оплаты к определенной дате. При международном Ф. факторинговая компания, обслуживающая экспортера, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера. Такой Ф. называется взаимным. Иногда экспортеру выгоднее заключить соглашение непосредственно с факторинговой компанией страны-импортера (прямой импортный Ф.). Высокие издержки взаимного Ф. приводят к тому, что ряд факторинговых компаний отдают предпочте
ние прямому экспортному Ф., т.е. берут на себя кредитный риск, ведение учета и инкассирование долговых требований к зарубежному покупателю. Плата, взимаемая факторинговой компанией с поставщика, состоит из двух основных компонентов: платы за управление, т.е. комиссии за собственно факторинговое обслуживание -ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. (как правило, 0,5-3% годового оборота поставщика) и платы за учет, которая взимается с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований) за период между досрочным получением и датой инкассирования требований (обычно на 2-4% больше текущей банковской ставки, используемой при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью). Ф. также может сочетать торгово-комиссионные операции с кредитованием оборотного капитала клиента, который включает в себя инкассирование его долгов, а также гарантию от кредитных и валютных рисков. В основе Ф. лежит дисконтирование фактур. Факторинговые операции проводят коммерческие банки, организующие специализированные филиалы или компании. Клиентами факторинговых компаний выступают, как правило, мелкие и средние торгово-промышленные фирмы, агенты, дилеры и т. п., рассчитывающиеся обычно по открытому счету. Широкое распространение получил экспортный Ф. ввиду стопроцентной гарантии от кредитного и валютного риска при открытом счете, так как он выгоден для импортеров и стимулирует их закупки. Основное преимущество Ф. - быстрота оборачиваемости средств. Получая немедленный платеж по основной части стоимости отфактурованных товаров, клиент может расплачиваться со своими поставщиками наличными и получать за это скидку с цены. Но высокая универсальность обслуживания угрожает поставить клиента в зависимость от факторинговой компании в области сбыта продукции. Как альтернатива конвенционному существует конфиденциальный Ф.
|