ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. Т. С. представляет собой поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Причинами Т. С. являются нарушения трудовых прав работников и работодателей, а также различные факторы объективного и субъективного характера. Факторами субъективного характера являются низкая правовая культура, незнание или неверное толкование трудового законодательства, а также сознательное игнорирование законных прав и интересов работников и работодателей. Фактором объективного характера является отсутствие денежных средств на оплату, охрану труда, разрыв в оплате низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников, несовершенство трудового законодательства. Условия возникновения Т. С. носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе отдельного производства или недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия Т. С. могут быть производственного и правового характера. Они становятся конкретными причинами в конкретном Т. С. Полностью устранить причины Т. С. невозможно. Но в первую очередь необходимо повысить уровень правовой грамотности работодателей, руководителей. Среди форм разрешения противоречий выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу; обращение к вышестоящему руководству организации; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в КТС; организацию пикетов; забастовки. Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные Т. С. Закрепление этого права является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также Конституция РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, закрепляет то, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех Т. С. Классификация Т. С. осуществляется по следующим критериям. 1. По характеру спора Т. С. подразделяются на: 1) споры работников с работодателем или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников; 2) споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или коллектива работников. 2. По правоотношениям, из которых возникают Т. С., они подразделяются на: 1) споры, возникающие из трудовых правоотношений; 2) споры, возникающие из правоотношений по трудоустройству; 3) споры, возникающие из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда; 4) споры, возникающие из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников; 5) споры, возникающие из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю; 6) споры, возникающие из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд; 7) споры, возникающие из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта; 8) споры, возникающие из правоотношений коллектива работников с работодателем; 9) споры, возникающие из социально-партнерских правоотношений. Правильная классификация Т. С. по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношениям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, который правомочен рассматривать и разрешать данный Т. С.
|