special

Юридическая энциклопедия. Буква Т

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

- совокупность организационно-правовых мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В ходе Т. К. выявляются и предупреждаются преступления и иные правонарушения в области таможенного дела.

Т. К. проводится исключительно таможенными органами Российской Федерации. Цели осуществления таможенного контроля:

1) соблюдение участниками внешне-

экономической деятельности норм таможенного,

налогового, административного, уголовного

законодательства;

2) охрана государственной и общественной

безопасности, экономических интересов

Российской Федерации;

  1. защита общественного порядка;
  2. выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

5) защита законных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц.

Место проведения Т. К. - зоны Т. К. Они создаются в целях проведения Т. К. в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Проверка товаров осуществляется только в зонах Т. К. Зоны Т. К. создаются вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств через границы зон Т. К. и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором. Доступ в зоны Т. К. допускается при предварительном уведомлении таможенных органов.

Зоны Т. К.:

1) постоянные. Создаются при регулярном

нахождении в них товаров, которые подлежат

Т. К.;

2) временные. Создаются в целях

производства таможенного оформления вне мест

совершения таможенных операций на время их

совершения либо при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон Т. К. Формы таможенного контроля:

  1. проверка документов и сведений;
  2. устный опрос;
  3. получение пояснений;
  4. таможенное наблюдение;
  1. таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  2. таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров

специальными марками, наличия на них

идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей

таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Объекты Т. К.:

1) товары и транспортные средства,

перемещаемые через таможенную границу

Российской Федерации в сопровождаемом и

несопровождаемом багаже, международные

почтовые отправления;

2) соблюдение установленных ограничений на

пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств об обратном ввозе вывезенных ранее российских товаров либо об обратном ввозе продуктов переработки, если они подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации.

Окончанием Т. К. считается день помещения товаров под таможенный режим либо день завершения таможенного режима:

1) выпуск товаров для внутреннего

потребления;

  1. уничтожение;
  2. отказ в пользу государства. Российские товары считаются находящимися

под Т. К. при их вывозе с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, направленных на вывоз товаров;

  1. документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
  2. деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли;

6) уплата таможенных пошлин;

7) физическое лицо (при осуществлении

личного досмотра).

Выделяют участников Т. К. - подконтрольные субъекты.

Подконтрольные субъекты осуществляют должное поведение. Взаимоотношения таможенных органов и иных участников Т. К. строятся на основе принципа субординации. Участники Т. К. могут быть коллективными и индивидуальными. Субъектами Т. К. являются:

1) таможенные органы и их должностные

лица;

2) субъекты, перемещающие тов ары и

транспортные средства через таможенную

границу Российской Федерации;

3) лица, которые оказывают содействие в

проведении Т. К. (специалисты, понятые,

эксперты, медицинские работники).

Т. К. основан на системе взаимосвязанных принципов. Принципы Т. К.:

1) принцип законности, при котором все

действия участников Т. К. не должны

противоречить таможенному законодательству

Российской Федерации и международно-

правовым нормам и принципам;

2) принцип уважения прав и свобод

субъектов внешнеэкономической деятельности. Должностные лица таможенных органов обязаны уважать законные интересы подконтрольных субъектов. Не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства. При проведении Т. К. не может быть причинен неправомерный вред перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Причиненные убытки подлежат возмещению таможенными органами в полном объеме, включая упущенную выгоду. Убытки, причиненные правомерными действиями, возмещению не подлежат;

3) принцип выборочности. Таможенные органы ограничиваются формами Т. К., достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм используется система управления рисками -вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, которые:

а) имеют устойчивый характер;

б) связаны с уклонением от уплаты

таможенных платежей;

в) подрывают конкурентоспособность

отечественных производителей;

г) подрывают важные интересы государства;

д) обеспечение соблюдения которых

возложено на таможенные органы;

  1. принцип гуманности. Таможенные органы применяют технические средства, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам, лицам, подвергнутым таможенному контролю;
  2. принцип оперативности. Т. К. проводится в разумно короткие сроки. При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, производится не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров. Могут быть установлены более короткие сроки. Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, таможенной декларации, иных документов и сведений;

6) принцип сотрудничества. Применяется в

целях совершенствования Т. К.

Государственный таможенный комитет сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи;

7) принцип эффективности. Государственный

таможенный комитет и другие таможенные

органы в целях повышения эффективности Т. К.

взаимодействуют с участниками

внешнеэкономической деятельности,

перевозчиками и иными организациями,

деятельность которых связана с осуществлением

внешней торговли товарами, и их

профессиональными объединениями

(ассоциациями).



 

Created/Updated: 25.05.2018