СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Цель С. П. - согласование интересов работников и работодателей. С. П. бывает: 1) двустороннее - между работниками и работодателями, представителями работников и представителями работодателей; 2) трехстороннее - с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система С. П. включает: 1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; 2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; 3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); 4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; 5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. Основные принципы С. П.: 1) равноправие сторон; 2) уважение и учет интересов сторон; 3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 5) соблюдение сторонами и их представителями правовых актов; 6) полномочность представителей сторон; 7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Формы С. П.: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные переговоры по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
|