special

Юридическая энциклопедия. Буква С

САНКЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫЕ

Ответственность субъектов, совершивших конституционный деликт, органически связана с вопросом о конституционно-правовых санкциях, ибо первая немыслима вне реализации последних.

Конституционно-правовые санкции, являясь необходимым компонентом конституционного права, не играют ведущей роли, поскольку угроза принуждения и его применение не служат доминирующим способом конституционного воздействия на общественные отношения. Надобность в них возникает лишь тогда, когда в механизме правового регулирования происходит срыв, требующий устранения с помощью мер принуждения.

Отсутствие санкций во многих конституционно-правовых нормах снижает эффективность их действия. Конституционно-правовые нормы нуждаются в адекватной системе средств защиты своих предписаний - не только в отраслевых, но и в собственных санкциях. Отсутствие санкций того же уровня порой не

может быть компенсировано текущим законодательством без опасения, что соответствующие конституционно-правовые нормы останутся без действенной защиты. Более того, в некоторых случаях в силу содержания самих конституционно-правовых норм применение мер других видов юридической ответственности делается невозможным.

Меры конституционной ответственности в отношении органов государственной власти и должностных лиц устанавливаются ими самими. Для конституционной ответственности этих субъектов важно, чтобы при установлении конституционно-правовых санкций учитывался принцип "сдержек и противовесов" таким образом, чтобы меры конституционной ответственности по отношению к различным субъектам были бы взаимно сбалансированы и учитывали характер и общественную значимость поведения субъекта конституционной ответственности и тот конституционно-правовой статус, которым он обладает.

Привлечение субъекта к конституционной ответственности - результат применения и взаимодействия норм материальных и процессуальных.

Российское конституционное право

предусматривает разнообразные конституционно-правовые санкции, которые можно классифицировать по различным основаниям. Можно выделить следующие конституционно-правовые санкции:

1) лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий;

2) ограничение, лишение (изъятие) субъективного конституционного права;

3) переход конституционного полномочия;

4) оценочные санкции;

5) отмена (признание недействительным) юридически значимого результата;

6) отмена, признание неконституционными правовых актов;

7) принуждение к исполнению конституционных обязанностей,

8) конституционно-правовые санкции процедурного характера;

9) конституционно-правовые санкции, имеющие финансовый (имущественный) характер.

Каждый вид конституционно-правовых санкци й может применяться как в "чистом" виде, так и в сочетании с другими конституционно-правовыми санкциями. Некоторые санкции по

своей природе являются комплексными.

По отношению к государственным органам применяются оценочные конституционно-правовые санкции (выражение недоверия, признание деятельности неудовлетворительной), а также отмена актов, досрочное прекращение полномочий и др.

В зависимости от характера

конституционного деликта к должностным лицам могут применяться различные конституционно-правовые санкции:

1) лишение полномочий;

2) ограничение конституционного права;

3) оценочные конституционно-правовые санкции;

4) отмена (признание недействительным) юридически значимого решения;

5) конституционно-правовые санкции процедурного и финансового характера.

Среди конституционно-правовых санкций, применяемых к гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, наиболее распространенным является лишение

(ограничение) конституционных прав. Самой суровой мерой конституционной ответственности в отношении граждан служит лишение гражданства.

В качестве мер конституционной ответственности по отношению к этим субъектам, в частности, применяются: роспуск (ликвидация), запрет деятельности, признание

неконституционными (антиконституционными), отмена государственной регистрации, ограничение прав, оценочные конституционно-правовые санкции и конституционно-правовые санкции, имеющие имущественный характер.

Нормы конституции и других источников конституционного права обеспечены не только "своими" санкциями, но и санкциями норм других отраслей права (уголовного, трудового, административного и т.д.).

Понимание конституционной ответствен­ности как отрицательной оценки деятельности его субъекта, в результате чего он испытывает неблагоприятные последствия - ограничение либо лишение политических, юридических, материальных интересов, важно для разграничения мер ответственности и мер чисто организационных и организационно-правовых. Однако одна и та же по наименованию мера может означать как санкцию, так и чисто организационную акцию. Отличие состоит в данном случае в основаниях применения меры.

Санкции применяются и к должностным

лицам высокого уровня.

Роспуск, применяемый к партии или к местному представительному органу за систематические нарушения конституции и законов, вполне можно считать

ответственностью.

Отставка как мера конституционной ответственности иногда очень близка к дисциплинарной ответственности и по форме, и по порядку применения. Различие же состоит в том, что дисциплинарная ответственность применяется за нарушения трудовой дисциплины, невыполнение заданий, а конституционная -имеет более широкий арсенал оснований.

Одной из мер конституционной ответственности можно считать отзыв. Отзыв имеет двузначный характер. Отзыв за совершение действий, которые подрывают авторитет государства, создают конфликты между государствами, либо за совершение порочащих действий, не соответствующих званию дипломата, следует считать ответственностью. Но отзыв осуществляется иногда и просто в связи с ухудшением отношений между двумя государствами, или по истечении срока служебной деятельности данного лица, или по состоянию его здоровья. Здесь уже нет никакой ответственности. Главная особенность государственно-правовых санкций заключается в их организующем и предупредительном назначениях. Это выражается в том, что они часто направлены на лишение определенных лиц властных полномочий, на их замену другими людьми.



 

Created/Updated: 25.05.2018