СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ - деятельность законодателя по упорядоченному объединению Н. А., приведению их в определенную систему путем их внешней и внутренней обработки с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Необходимость С. Н. П. А. обусловлена необходимостью обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов и ликвидации пробелов в праве. Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал М. М. Сперанский, который в качестве одной из главных задач государственного переустройства говорил о приведении законов в один состав. В основе С. Н. П. А. содержатся знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Существует три вида С. Н. П. А.: 1) инкорпорация; 2) консолидация; 3) кодификация. Инкорпорация - С. Н. П. А. путем их объединения без изменения содержания Н. П. А. в алфавитном, хронологическом или систематическом (предметном) порядке в единый сборник, где каждый из Н. П. А. имеет самостоятельное значение. Признаки инкорпорации: 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер; 2) ее субъектами могут быть не только органы государства, но и общественные организации и физические лица; 3) она не меняет нормативного содержания акта, т.е. нормы права содержатся в неизменном виде; 4) Н. П. А. могут систематизироваться в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, а также могут подвергаться внешней обработке; 5) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства, свод законов или иной Н. П. А. В юридической литературе различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Инкорпорация является официальной, если упорядоченное объединение Н. П. А. производится компетентным органом. Так издаются Ведомости Верховного Совета, Собрание Постановлений Правительства, Собрание законодательства и др. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер (например, Сборник нормативных актов в учебных целях). На результаты такой инкорпорации нельзя ссылаться в ходе рассмотрения дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах. Консолидация - это С. Н. П. А. без изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение. Целью консолидации является преодоление множественности Н. П. А. и обеспечения единства правового регулирования. Признаки консолидации: 1) она является одним из правотворческих приемов; 2) проводится только правотворческими органами в отношении принятых ими актов; 3) объединенные Н. П. А. теряют свое самостоятельное значение, т.е. они утрачивают юридическую силу, а вместо них вступает в силу единый Н. П. А.; 4) консолидация является промежуточной формой С. Н. П. А., сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации; 5) Н. П. А. объединяются по признаку их относимости к определенному виду деятельности. В качестве примера консолидации можно назвать Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", который объединил 48 ранее действовавших по данному вопросу Н. П. А. Кодификация - объединение Н. П. А. в единый логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации создается новый Н. П. А. путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. Признаки кодификации: 1) она является наиболее сложной формой С. Н. П. А.; 2) выполняет правотворческую функцию; 3) ее осуществляют только компетентные государственные органы на основании соответствующих полномочий; 4) в процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал; 5) результатами кодификации являются кодекс, основы законодательства, устав, правила, положения и др. Кодификация состоит в разработке нового Н. П. А. или в такой переработке ранее действовавшего Н. П. А., которая приводит к появлению нового Н. П. А. Различают несколько видов кодификации: 1) всеобщая, при которой переработке подвергается большая часть законодательства; 2) отраслевая, при которой переработке подвергается отдельная отрасль; 3) специальная, при которой переработке подвергаются нормы какого-либо одного правового института.
|