СУБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - участник конституционно-правовых отношений, на которого возлагается закрепленная нормами конституционного права обязанность отвечать за свое поведение в сфере конституционно-правового регулирования, обеспечиваемая возможностью применения конституционно-правовых санкций. Субъект конституционной ответственности характеризуется тремя важными системными признаками: 1) он обладает конституционной правосубъектностью (право- и дееспособностью); 2) на него возложена обязанность отвечать за свое юридически значимое поведение; 3) он обладает конституционной деликтоспособностью, т.е. способностью субъекта самостоятельно нести конституционную ответственность за совершенные конституционные деликты. В ряде случаев деликтоспособность одного субъекта распространяется не только на совершенные им деяния, но и на действия другого субъекта, уполномоченного действовать в интересах первого. В некоторых случаях устанавливаются обстоятельства, исключающие применение конституционно-правовых санкций за поведение, которое внешне сходно с основанием конституционной ответственности, но в силу своих сущностных признаков является правомерным. В субъектный состав конституционной ответственности входят все субъекты конституционно-правовых отношений за некоторыми изъятиями. Народ (нация), государство не выступают таковыми, поскольку они не обладают всеми необходимыми признаками субъектов конституционной ответственности, в частности не имеют конституционной деликтоспособности. Существует непосредственная связь между конституционной ответственностью субъекта и его правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Статус субъекта конституционной ответственности предполагает наличие у него конституционной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Конституционная деликтоспособность и дееспособность субъекта прямо связаны и возникают, как правило, одновременно. Более того, именно дееспособность является предпосылкой возникновения деликтоспособности. Конституционная деликтоспособность - способность субъекта самостоятельно нести конституционную ответственность за совершенные конституционные деликты. Она устанавливается в конституционно-правовых нормах и является характерным признаком субъектов конституционной ответственности и элементом их конституционной правосубъектности. Субъекты конституционной ответственности могут быть поделены на индивидуальные и коллективные. К коллективным субъектам относятся государственные органы (за исключением единоличных), различные по своему назначению и статусу негосударственные органы и объединения (в их числе -общественные объединения, религиозные организации, коллегиальные органы местного самоуправления) и др. Они представляют собой не просто совокупность индивидуальных субъектов, а определенным образом внутренне организованный сложный субъект. Наиболее многочисленной и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов конституционной ответственности (т.е. физических лиц). Как правило, их разделяют на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и особо выделяют должностных лиц. С учетом особенностей правового статуса индивидуальные субъекты классифицируются на общих, специальных и особых. Общие признаки индивидуального субъекта конституционной ответственности - это достижение определенного возраста и вменяемость. Вопрос о специальном субъекте появляется тогда, когда в состав конституционного деликта включены какие-либо признаки субъекта, дополняющие общие. Большинством составов конституционного деликта предусматривается именно специальный субъект. Признаки как общего, так и специального субъекта часто включены прямо в состав конституционного деликта. Вместе с тем в конституционно-правовых нормах указываются признаки, имеющие определенное юридическое значение, но не входящие в состав конституционного деликта. Для обобщения всех таких признаков целесообразно использовать специальное понятие - особый субъект конституционной ответственности. Причем субъект конституционной ответственности может обладать как специальной, так и особой деликтоспособностью в зависимости от отношений, в которых он участвует. Если для особых субъектов конституционной ответственности свойственны особые права, то для специальных - специальные обязанности. Также субъекты конституционной ответственности делятся на: 1) правосоздающие и вместе с тем правореализующие субъекты (ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от реализации норм); 2) субъекты только правореализующие, но не обладающие нормотворче
ской способностью. К первой категории, в частности, относятся парламенты, правительства, главы государств, ко второй - граждане, иностранные граждане, общественные объединения и другие. Субъекты конституционной ответственности можно разделить и по сферам конституционно-правовых отношений: субъекты конституционной ответственности в избирательном процессе, в сфере федеративных отношений, местного самоуправления и др. Все субъекты конституционной ответственности разделяются на пять больших групп: 1) субъекты Федерации (государственно- автономные образования); - государственные органы;
- должностные лица;
4) граждане, иностранные граждане и лица без гражданства; 5) негосударственные органы и объединения. Здесь виды субъектов отличаются друг от друга прежде всего основаниями и формами конституционной ответственности.
|