ПОЛИТИКА ТОРГОВАЯ - это государственное регулирование экспорта и импорта товаров и услуг. "Свободная торговля" и полный протекционизм - это два полюса П. Т. Между "полюсами" П. Т. расположено множество вариантов политики частичных ограничений. Государства могут строить барьеры, преграждая путь потокам товаров и услуг из их стран или в их страны. Таможенные тарифы (пошлины) являются важнейшими из них. Таможенные пошлины взимаются с товаров, перемещаемых через национальную границу государством. Они делятся на: импортные - это пошлины, взимаемые при ввозе товаров; экспортные - это тарифы, взимаемые при вывозе. На ввозимые в страну товары могут устанавливаться антидемпинговые таможенные пошлины. Они продаются по ценам ниже, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент вывоза, если такой импорт влечет неблагоприятные последствия для страны ввоза. Если государством-импортером используются субсидии при производстве или вывозе и такой вывоз влечет для отечественных производителей тяжелые экономические последствия, взимаются компенсационные пошлины при ввозе товаров в страну. Ставки таможенных пошлин бывают: устанавливаемыми в процентах к таможенной стоимости товаров (адвалорными); определяемыми в твердом размере за единицу облагаемых товаров (специфическими); сочетающими оба вида ставок (комбинированными). Одни из важнейших объектов экономического анализа мирохозяйственных связей - это выигрыши и потери стран - участников международной торговли. Основные итоги этого анализа представляются в виде нескольких тезисов. 1. Таможенные пошлины чаще всего снижают уровень совокупного благосостояния торгующих стран. 2. Таможенные пошлины часто снижают благосостояние каждой торгующей страны и той, которая является их инициатором. 3. К цели, достигнутой при помощи установления тарифов, можно прийти с лучшими результатами и другим путем. 4. Отклонения от политики свободной торговли являются оправданными, если страна способна оказывать влияние на мировые цены. Удачно найденный, такой уровень ставки тарифа может принести ей чистый выигрыш. Введение тарифа может оказаться полезнее, чем экономическая пассивность, когда в стране существуют неразрешимые проблемы внутри экономики. 5. Даже если совокупное благосостояние нации снижается, таможенные тарифы всегда выгодны производителям товаров, конкурирующих с импортными. Постепенное снижение таможенных тарифов происходит во второй половине ХХ в., и международная торговля становится более эффективной. По мере снижения пошлин большинство государств стали более активно пользоваться методами нетарифного регулирования. Импортные квоты получили наибольшее распространение из всех видов нетарифных барьеров. Импортные квоты - это количественное ограничение объема иностранной продукции того или иного вида, разрешенной к ввозу в страну ежегодно. Государство запрещает нелицензированный импорт, выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз. Квота не только уменьшает объем импорта, но и повышает внутренние цены над мировыми, если объем импорта (лицензированного) меньше, чем спрос на внутреннем рынке. Импортные квоты не лучше тарифных ограничений. Квоты обходятся стране дороже, чем тарифы, если они приводят к созданию монополий или растрате ресурсов в результате борьбы за приобретение лицензии. Большое распространение получили экспортные субсидии. Они причиняют вред как субсидирующему государству, так и мировой экономике, в целом вызывая лишний рост торговли. Направленные против субсидируемого экспорта, компенсационные импортные пошлины наносят ущерб стране, их учреждающей, но для мировой экономики они выигрышны - нейтрализуют экспортные субсидии. Совокупность экспортных субсидий и компенсационных тарифов оставляет общее благосостояние в мире без изменения. Налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны. Международная ценовая дискриминация в пользу иностранных покупателей (демпинг) актуальна тогда, когда на одном национальном рынке, своей собственной страны, фирма располагает большей монопольной силой, чем на других. Тариф в импортозамещающей стране противопоставляется временному демпингу. Перед импортирующей страной постоянный демпинг ставит абсолютно иную задачу. Имея в виду превышение выигрыша потребителей над потерями доходов производителями, соревнующимися с импортом продукции, сторонники независимой торговли советуют расслабиться и наслаждаться недорогим импортом. Существуют аргументы и в пользу борьбы с постоянным демпингом. Принуждая импортера больше снижать цену, антидемпинговые тарифы могут принести выгоду импортирующей стране. Развитие торговой конкуренции на международной "арене" притесняет производителей конкурирующей с импортом продукции и снижает занятость - это является аргументом в пользу содействия структурной перестройке, поддержания доходов, в период переориентации фирм и переквалификации рабочих, если издержки структурной перестройки, связанные с ликвидацией торговых препятствий, меньше, чем выигрыш в эффективности, содействие структурной перестройке предпочтительнее, чем сокращение конкурирующего импорта при помощи торговых барьеров. Торговые барьеры предпочтительнее снимать постепенно из-за наличия таких издержек.
|