ПРОФЕССИЯ (от лат. тс^зю - "занятие, специальность") - род трудовой деятельности, для занятием которой требуется комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки и трудового опыта. Содержание П. определяется содержанием трудовых навыков, связанных с характером трудового процесса, орудиями, предметами и условиями труда. Каждая П. занимает определенную нишу в разделении труда, на которое оказывает влияние научно-технический прогресс. На стадии домашнего производства П. было стабильным и медленно изменяемым длительное время, профессиональные навыки передавались в процессе совместной трудовой деятельности, часто в рамках одной семьи или путем обучения ремеслу методом индивидуального ученичества. Индустриализация производства, массовое вн
едрение в производство машин сопровождались изменением профессионального разделения труда и потребности в определенных профессиях в обществе - исчезновением многих П. ремесленного характера, появлением новых П., связанных с наукоемким крупным машинным производством. Это обусловило необходимость профессиональной подготовки рабочих и их профессионального обучения. Со второй половины XIX в. Европе стала формироваться система профессионально-технического образования рабочих специальностей. В европейских странах переход на новый технологический способ производства (переход от комплексной механизации к полной автоматизации производства) приводит к ускорению в развитии профессионального разделения труда. В этих условиях происходит замена существующих видов профессий на новые. При общем усложнении содержания трудовых отношений наметилась тенденция к усложнению профессионального разделения. Другая тенденция связана с повышением образовательно-профессиональныхтребований во всех сферах производства. Резко выросла потребность не только в общем образовании, но и в высокой профессиональной подготовке, способности к творчеству, ответственности и т.д. Возрастает значение профориентации и подбора кадров. Повышаются требовательность работодателей к подготовки и уровню развития претендентов на рабочее место. В развитых странах разрабатываются профессиональные требования для работников с целью определения необходимого уровня образования, методов отбора, обучения и переподготовки.
|