ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА - основополагающие правила и требования, выражающие наиболее существенные особенности и целенаправленность финансовой деятельности. Основное содержание принципов определяется Конституцией РФ и ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства. Можно выделить следующие П. Ф. Д. Г.: 1) принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение как для Федерации в целом, так и для субъектов Федерации; 2) единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики. Единство финансовой политики является необходимым условием для единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств. Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег не допускаются; 3) равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность; 4) самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации и самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; 5) социальная направленность финансовой деятельности в РФ. Политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно этой политике предусмотрены охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; 6) распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной и исполнительной властей. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной и исполнительной властей.
|