ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - система мер, направленных на интеграцию в сознании людей правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
П. В. - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому в целях формирования у последнего правосознания и правовой культуры, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. П. В. рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле П. В. понимается как воспитание человека окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. В узком смысле П. В. отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. П. В. - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части: 1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); 2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); 3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); 4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); 5) формы воспитания. П. В. тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. П. В. - сложная и многоаспектная система деятельности. П. В. предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращению их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Формы и методы П. В. - это те организационные моменты, посредством которых осуществляются воздействие на общественное и индивидуальное восприятие и осознание правовых норм. Форма - это конкретный способ организации процесса воспитания. Метод - это разнообразные приемы и способы передачи, разъяснения и установки правовых идей, принципов и догм в сознании личности в целях оказания воздействия на ее поведение.
|