ПАДУАНСКИЙ МАРСИЛИЙ (ок. 1280- 1343) Биография: Падуанский М. - известный богослов, итальянский политический мыслитель. В 1324 г. написал известное произведение "Защитник мира". П. критиковал теократическую теорию и выступал за возвышение государства, за усиление его роли прежде всего в политике. Он говорил о невмешательстве церкви в политику и в деятельность государства. Церковь должна лишь заниматься религией и воспитанием людей. Между деятельностью церкви и государства должна быть четко установленная граница. Он высказывался за реформу церкви, за выборность священников, упразднение некоторых церковных привилегий. В вопросах о происхождении государства П. поддерживал позицию Аристотеля и считал, что государство возникло естественным путем, т.е. с помощью общественного договора. Государство возникло на благо всех людей. П. считал, что в состав представительного органа входят представители верхушки феодального общества и он наделен законодательной властью, а также правом избирать монарха.
П. выделял несколько форм правления: 1) монархия; 2) аристократия; 3) полития; 4)тирания; 5) олигархия; 6) демократия. Наилучшими формами правления П. считал политию и монархию. Полития - это смешанная форма правления, которая сочетает в себе олигархию (правление верхов) и демократию (правление низов). П. был также сторонником сословно-представительной выборной монархии. Он делил общество на шесть сословий: военные, священники, судьи и иные должностные лица, землевладельцы, ремесленники, торговцы. Представители низших сословий обладали правом свержения монарха. П. различал два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения: 1) божественный закон (предписания Нового завета); 2) человеческий закон. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом. К ведению церкви относятся только божественные законы. Целями человеческого закона являются определение правомерного и неправомерного, справедливого и несправедливого. Нарушители человеческого закона подвергались наказанию. Таким образом, соблюдение человеческого закона обеспечивалось государственным принуждением.
|