МОНОПОЛИЯ (от греч. onas - "один" и poleo -"продаю"): 1) исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами; 2) предприятие (группа предприятий), занимающее доминирующее положение на отраслевом, национальном или мировом рынке. М. являются крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, концерны, консорциумы и т.д.), находящиеся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующие производство и сбыт продукции. На основе высокой концентрации производства и капитала М. устанавливает и контролирует цены с целью извлечения высоких прибылей. Монополизация производства подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен, снижению объемов производства и избыточным прибылям; 3) форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. М. может проявляться в форме монопсонии или олигополии. Различают следующие виды М.: закрытую (защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений, чаще всего это государственная М.); естественную (необходимую в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов); открытую (при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара). Примером закрытой М. может служить М. почтовой службы США на доставку почты первым классом, примером закрытой М. является также патентная защита, институт авторских прав. М. может также быть результат концентрации (централизации) в руках владельца капитала, производства, сбыта и т.п. Во всех развитых странах существует специальное законодательство, направленное против монополистических объединений. Объектом централизации и определяются основные различия монополистических объединений. Некоторые формы последних, например трест, в своем классическом виде используется редко, другие (картель, консорциум, конгломерат, концерн) распространены довольно широко.
|