КОНОСАМЕНТ - транспортный документ, выписываемый при морских грузоперевозках перевозчиком (капитаном корабля или агентом морского транспортного предприятия) в удостоверение того, что товар принят им к перевозке. К. выполняет три функции: 1) является доказательством доставки това
ра на борт корабля; 2) служит свидетельством о наличии договора на перевозку между грузоотправителем и перевозчиком; 3) служит средством передачи прав на товары, находящиеся в процессе перевозки, путем передачи документа. Все другие транспортные документы выполняют только две вышеуказанные функции, т.е. с их помощью покупателю не может быть продан товар, находящийся в пути, путем передачи бумажного документа. Традиционный бортовой К. - единственный приемлемый документ, который должен быть представлен продавцом согласно условиям поставки КФР и СИФ. К. - это также товарораспорядительный документ, содержащий условия договора морской перевозки и предоставляющий его держателю право распоряжения грузом. Наиболее распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в К. не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер). К. может составляться на предъявителя, на имя получателя (именной), "приказу" отправителя или получателя (ордерный). К. на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. И. коносамент - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному К. груз выдается либо "приказу" отправителя (или получателя) груза, либо "приказу" банка. Если не указано, что К. составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно К. составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров К. остальные теряют силу. К., в котором сделаны отметки о повреждении груза, упаковки и т.д., называется К. с оговорками, или нечистым К., в противоположность чистому. Смысловое значение термина К. на груз, принятый для погрузки, варьируется в зависимости от местонахождения груза на борту судна или в порту в ожидании еще не прибывшего судна. К. на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей, называется сборным, или групповым. В К. могут делаться отметки, связанные с фрахтом: например, есть К. с отметкой "фрахт подлежит уплате грузополучателем" или К. с отметкой "фрахт уплачен".
|