ИСТОЧНИКИ ПРАВА. Под И. П. понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Различают следующие виды И. П.: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Государство признает то правило, которое уже сложилось ранее независимо от государства, и придает этому правилу общеобязательную силу. Другой И. П. - судебный прецедент. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила в отношении всех аналогичных (подобных) дел, возникших после этого решения. Суд здесь выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Нормативно-правовой акт - это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он является основным И. П. в нашей стране. Нормативно-правовые акты в зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной (представительной) власти (парламентом) или народом (на референдуме) и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты могут детализировать и конкретизировать нормы законов. Законы делятся на следующие виды: 1) основные законы государства (Конституция, которая обладает наивысшей юридической силой и является базой для всех других законов, конституции республик в составе РФ); 2) федеральные законы делятся на два вида: а) конституционные; б) обыкновенные (текущие). К первым законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ. Обыкновенными называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны; 3) законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ, не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. К подзаконным нормативно-правовым актам на уровне Федерации относятся: 1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации; 2) нормативные указы Президента РФ. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права); 3) постановления Правительства РФ, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни; 4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств. В качестве И. П. в Российской Федерации используется также нормативный договор. Источниками норм международного права являются международные договоры. И. П. является также Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.
|