special

Юридическая энциклопедия. Буква И

ИНКВИЗИЦИЯ

- самое мрачное порождение Римско-католической церкви, введенное в XIII в. Это особые суды для расправы с еретиками, вероотступниками и инакомыслящими.

В 1232 г. Римский папа распорядился, чтобы всеми делами о ереси занимался орден монахов-доминиканцев. Доминиканцы

преследовали все, что выходило за рамки их понимания, а потому вызывало подозрение. Доминиканцы были невежественными фанатами своего дела, располагающими достаточным количеством средств для преследования всех неверных.

Но все шло не так гладко, как им хотелось бы, пойманные ими люди независимо от того, виновны они или нет, отказывались отвечать на вопросы доминиканцев, с чем И. ничего не могла поделать.

Но в 1252 г. И. добилась самого главного права - пытать. Пыткам подвергались все подозреваемые, попавшие в ее руки. Не зависимая от местных властей, не признающая никаких

законов, И. становится грозной силой.

С появлением инквизитора в том или ином городе жителям предписывалось являться к нему и сообщать о лицах, которые подозреваются в вероотступничестве. Кто уклонялся от доноса, сразу же объявлялся отлученным от церкви. Особое подозрение падало на городскую интеллигенцию, в которой церковь видела "сомневающихся и колеблющихся".

И. могла возбуждать преследование и по слухам. В инквизиционном процессе одно и то же лицо вело предварительное расследование и выносило приговор. Поэтому вместо оценки и проверки доказательств суд подтверждал уже сложившееся мнение.

Следователь отвечал только за мягкость, но не за жестокость, поэтому он не жалел никаких сил, чтобы добиться признания. Если же признания добиться так и не удавалось, на чем следствие заканчивалось, то прибегали к пыткам.

Пытку могли начать на любой стадии процесса и оканчивали, когда считали нужным: или когда добивались признания, или когда жертва умирала.

Несомненно, инквизиторы понимали, что пытками можно добиться ложного признания, но им нужно было создать обстановку всеобщего ужаса с неограниченной властью. Одним из самых жестоких инквизиторов того времени являлся Конрад Марбургский, который считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному. Этот инквизитор послал на смерть сотни людей только по подозрению.

Обвиняемый практически не имел никакой защиты. Если и привлекали к участию свидетелей, то ими были только монахи-доминиканцы, а для обвинительного приговора достаточно было показания одного свидетеля. Признание вины помогало избежать сожжения на костре, но обрекало на пожизненное заключение. Отрицавшие вину подвергались сожжению.

Оправдательный приговор выносили редко, но даже в этом случае человек заносился в разряд подозрительных. Новое подозрение - и уже ничто не спасало от пожизненного заключения или сожжения.

В Испании И. была создана в 1480 г., и за первые 20 лет на костер были отправлены 9000 человек. С учетом того, что в то время население было намного меньше, это были огромные цифры.

Среди политических процессов, принявших

религиозную оболочку, особенно выделяются суды над Жанной Д'Арк и Яном Гусом.



 

Created/Updated: 25.05.2018