ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ. Право собственности на
земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Принудительное изъятие у собственника земель не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ); 2) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ); 3) реквизиция (ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ); 4) конфискация (ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ) и др. Обращение в государственную собственность земельного участка, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, путем национализации производится на основании закона с возмещением его стоимости и других убытков, связанных с изъятием. Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств РФ; 2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 3) иными обстоятельствами в установленных законом случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ. К нуждам Российской Федерации, для удовлетворения которых может изыматься земля, следует относить нужды обороны и безопасности, путей сообщения, космической деятельности и т.д. Государственные нужды субъектов РФ определяют исходя из закрепленных законодательством в рамках своей компетенции. Муниципальные нужды определяют исходя из предметов ведения и полномочий местного самоуправления и его органов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является одним из принудительных оснований прекращения прав на землю. Одной из разновидностей изъятия земельных участков у их собственников для государственных или муниципальных нужд является их выкуп. Так, анализируя ст. 96 ЗК РФ, следует сказать, что земельные участки, находящиеся в частной собственности и признанные землями лечебно-оздоровительных местностей и курортов, подлежат выкупу у собственников в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 2 ст. 49 ЗК РФ ограничения изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий устанавливаются ст. 79, 83, 94 и 101 настоящего Кодекса. Ограничения изъятия земельных участков устанавливаются в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель особо охраняемых территорий, а также в интересах охраны лесов первой группы. Согласно ст. 50 ЗК РФ земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация). Следовательно, конфискация представляет собой принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника за совершенное им преступление или иное правонарушение. По общему правилу, установленному Гражданским кодексом РФ, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника также допускается только на основании решения суда. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции. Следовательно, субъектом, обладающим правом осуществлять реквизицию, является уполномоченный исполнительный орган государственной власти. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены ст. 55 настоящего Кодекса. Реквизиция и изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд являются основаниями прекращения права собственности в принудительном порядке. Оба института приводят к принудительному лишению имущества. Однако реализация реквизиции ставит собственника земельного участка в менее выгодное положение по сравнению с положением собственника, земельный участок которого изымается в соответствии с нормами об изъятии имущества для государственных нужд. Собственнику, у которого земельный участок реквизирован, не гарантируется предварительное возмещение стоимости изъятого земельного участка. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок (п. 3 ст. 51 ЗК РФ). Невозможность возврата участка может быть обусловлена физическим уничтожением земельного участка, а также выведением его из оборота или ограничением в обороте. Собственник земельного участка, у которого он реквизирован, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке. Земельный кодекс допускает возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств, временного занятия земельного участка не прибегать к процедуре реквизиции. Однако собственнику земельного участка должны быть возмещены убытки, причиненные в связи с временным ограничением его прав.
|