special

Юридическая энциклопедия. Буква Е

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

- состояние естественного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции и спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект Е. М. - юридическое лицо, занятое реализацией товаров в условиях Е. М.

Потребитель - физическое или юридическое лицо, которое приобретает товар, реализуемый субъектом Е. М.

Руководитель субъекта Е. М. - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта Е. М.

Сферы деятельности Е. М.:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) железнодорожные перевозки;

4) услуги транспортных терминалов, портов и

аэропортов;

5) услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

6) услуги по передаче электрической энергии;

7) услуги по передаче тепловой энергии.

Не допускается сдерживание экономического перехода сфер Е. М. в состояние конкурентного рынка.

Контролируют деятельность субъектов Е. М. федеральные органы государственной власти по регулированию Е. М., которые имеют право создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями.

Методы регулирования Е. М.:

1) ценовое регулирование осуществляется посредством установления тарифов;

2) определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию;

3) право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов.

Органы регулирования Е. М. осуществляют контроль за:

1) любыми сделками, при которых Е. М. приобретает право собственности;

2) инвестициями Е. М. в производство товаров, составляющих более 10 % стоимости собственного капитала Е. М.;

3) продажей, сдачей в аренду, при которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности на основные средства Е. М.

Для совершения этих действий субъект Е. М. должен подать в орган регулирования ходатайство о даче разрешения на совершение таких действий.

Орган регулирования имеет право отказать в удовлетворении ходатайства, но отказ должен быть мотивирован. Решение о согласии или отказе сообщается заявителю в письменной форме в течение 30 дней со дня получения ходатайства.

Заявитель вправе обратиться в суд, если считает неудовлетворение ходатайства незаконным.

Субъекты Е. М. не имеют права отказаться от заключения договора с отдельными потребителями производства.

Е. М. обязаны предоставлять органам регулирования:

1) текущие отчеты о своей деятельности;

2) проекты планов капитальных вложений;

3) доступ на товарные рынки. Руководитель органов регулирования Е. М.

назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Руководитель является членом

правления органа регулирования. Правление состоит из 7 человек, включая руководителя.

Работники органов регулирования являются государственными служащими.

Функции органов регулирования Е. М.:

1) формируют и ведут реестр субъектов Е. М.;

2) определяют методы регулирования;

3) контролируют соблюдение законодательства;

4) вносят предложения о совершенствовании законодательства о Е. М. Полномочия:

1) вправе принимать обязательные для Е. М. решения о введении или изменении регулирования;

2) принимать решения по фактам нарушения законодательства;

3) направлять обязательные для Е. М. предписания о прекращении нарушений;

4) принимать решения о включении в реестр или исключении из него субъектов Е. М.;

5) направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими актов;

6) привлекать к административной ответственности руководителей субъектов Е. М., должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

7) обращаться в суд с иском. Орган регулирования применяет методы регулирования с учетом:

1) издержек производства товаров, заработной платы, издержек сырья;

2) налогов и других платежей;

3) стоимости основных производственных средств, потребности в инвестициях;

4) прогнозируемой прибыли от возможной реализации товаров по разным ценам;

5) удаленности различных групп потребителей от места производства товаров;

6) соответствия качества производимых товаров спросу потребителей;

7) государственных дотаций и иной государственной поддержки.

Работники органов регулирования имеют беспрепятственный доступ к информации о деятельности субъекта Е. М., которую имеют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Сведения,

составляющие коммерческую тайну, полученные работниками органов регулирования, не подлежат разглашению.

При нарушении законодательства Е. М. обязаны:

1) прекратить нарушения и (или) устранить их

последствия;

2) восстановить первоначальное положение;

3) заключить договор с потребителем, который подлежит обязательному обслуживанию;

4) внести изменения в договор с потребителем;

5) уплатить штраф;

6) возместить причиненные убытки. Полученную в результате нарушения

законодательства прибыль Е. М. перечисляет в федеральный бюджет.

Решения органов регулирования исполняются Е. М. в течение 30 дней с момента получения решений.

Субъекты Е. М. имеют право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений органов регулирования Е. М. Заявление в суд приостанавливает исполнение решения.



 

Created/Updated: 25.05.2018