ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - состояние естественного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции и спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект Е. М. - юридическое лицо, занятое реализацией товаров в условиях Е. М. Потребитель - физическое или юридическое лицо, которое приобретает товар, реализуемый субъектом Е. М. Руководитель субъекта Е. М. - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта Е. М.
Сферы деятельности Е. М.: 1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по трубопроводам; 3) железнодорожные перевозки; 4) услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; 5) услуги общедоступной электрической и почтовой связи; 6) услуги по передаче электрической энергии; 7) услуги по передаче тепловой энергии. Не допускается сдерживание экономического перехода сфер Е. М. в состояние конкурентного рынка. Контролируют деятельность субъектов Е. М. федеральные органы государственной власти по регулированию Е. М., которые имеют право создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями. Методы регулирования Е. М.: 1) ценовое регулирование осуществляется посредством установления тарифов; 2) определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию; 3) право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов. Органы регулирования Е. М. осуществляют контроль за: 1) любыми сделками, при которых Е. М. приобретает право собственности; 2) инвестициями Е. М. в производство товаров, составляющих более 10 % стоимости собственного капитала Е. М.; 3) продажей, сдачей в аренду, при которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности на основные средства Е. М. Для совершения этих действий субъект Е. М. должен подать в орган регулирования ходатайство о даче разрешения на совершение таких действий. Орган регулирования имеет право отказать в удовлетворении ходатайства, но отказ должен быть мотивирован. Решение о согласии или отказе сообщается заявителю в письменной форме в течение 30 дней со дня получения ходатайства. Заявитель вправе обратиться в суд, если считает неудовлетворение ходатайства незаконным. Субъекты Е. М. не имеют права отказаться от заключения договора с отдельными потребителями производства. Е. М. обязаны предоставлять органам регулирования: 1) текущие отчеты о своей деятельности; 2) проекты планов капитальных вложений; 3) доступ на товарные рынки. Руководитель органов регулирования Е. М. назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Руководитель является членом правления органа регулирования. Правление состоит из 7 человек, включая руководителя. Работники органов регулирования являются государственными служащими. Функции органов регулирования Е. М.: 1) формируют и ведут реестр субъектов Е. М.; 2) определяют методы регулирования; 3) контролируют соблюдение законодательства; 4) вносят предложения о совершенствовании законодательства о Е. М. Полномочия: 1) вправе принимать обязательные для Е. М. решения о введении или изменении регулирования; 2) принимать решения по фактам нарушения законодательства; 3) направлять обязательные для Е. М. предписания о прекращении нарушений; 4) принимать решения о включении в реестр или исключении из него субъектов Е. М.; 5) направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими актов; 6) привлекать к административной ответственности руководителей субъектов Е. М., должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; 7) обращаться в суд с иском. Орган регулирования применяет методы регулирования с учетом: 1) издержек производства товаров, заработной платы, издержек сырья; 2) налогов и других платежей; 3) стоимости основных производственных средств, потребности в инвестициях; 4) прогнозируемой прибыли от возможной реализации товаров по разным ценам; 5) удаленности различных групп потребителей от места производства товаров; 6) соответствия качества производимых товаров спросу потребителей; 7) государственных дотаций и иной государственной поддержки. Работники органов регулирования имеют беспрепятственный доступ к информации о деятельности субъекта Е. М., которую имеют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные работниками органов регулирования, не подлежат разглашению. При нарушении законодательства Е. М. обязаны: 1) прекратить нарушения и (или) устранить их последствия; 2) восстановить первоначальное положение; 3) заключить договор с потребителем, который подлежит обязательному обслуживанию; 4) внести изменения в договор с потребителем; 5) уплатить штраф; 6) возместить причиненные убытки. Полученную в результате нарушения законодательства прибыль Е. М. перечисляет в федеральный бюджет. Решения органов регулирования исполняются Е. М. в течение 30 дней с момента получения решений. Субъекты Е. М. имеют право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений органов регулирования Е. М. Заявление в суд приостанавливает исполнение решения.
|