ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО.Д. Н. П. О. в общей сложности не должен превышать 4 ч в день, кроме того, допрос не должен идти более 2 ч без перерыва. С учетом возраста несовершеннолетнего, по ходатайству его или его защитника общая продолжительность допроса и допроса без перерыва может быть сокращена в разумных пределах по решению следователя или суда. Несовершеннолетний подозреваемый должен быть допрошен в течение 24 ч с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, кроме случаев, когда его нахождение неизвестно, а также с момента задержания. Д. Н. П. О. должен быть прерван в любой час, если его продолжение может угрожать жизни или здоровью несовершеннолетнего. Данные обстоятельства должны быть отражены в протоколе допроса. При наличии медицинских показателей продолжительность Д. Н. П. О. устанавливается по заключению врача.
Особо следует отметить, что повторный Д. Н. П. О. по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по его просьбе. Участие защитника при Д. Н. П. О. на основании ст. 51 УПК РФ является обязательным, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего. Показания, данные несовершеннолетним в стадии досудебного производства по уголовному делу, без участия защитника и не подтвержденные им в суде, являются недопустимыми и юридической силы не имеют. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, допрашивается немедленно. При этом обвиняемый вправе возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний. При Д. Н. П. О. в обязательном порядке должны участвовать педагог или психолог, причем они не заменяют защитника, а участвуют одновременно с ним. Участие педагога или психолога обязательно в трех случаях: 1) если несовершеннолетний не достиг 16-летного возраста; 2) если он достиг 16-летнего возраста, но страдает психическим расстройством; 3) если допрашиваемый отстает в психическом развитии. Во всех случаях педагога или психолога необходимо ознакомить с обстоятельствами дела, которые могут иметь значение для допроса, выяснить, нет ли каких-нибудь причин, препятствующих его участию в допросе. Кроме того, педагог или психолог должен сделать вывод о правильности ведения допроса с точки зрения психологии или педагогики.
|