special

Юридическая энциклопедия. Буква Г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

РФ

означает деление территории России по административно-территориальномупринципу.

Согласно Конституции РФ является федеративным государством, т.е. относится к государствам с федеративным устройством.

В настоящее время на территории РФ существует 89 субъектов:

1) 1 автономная область;

2) 2 города федерального значения; 3)6 краев;

4) 21 республика;

5) 49 областей.

Принятие и образование нового субъекта РФ осуществляются на основании федерального конституционного закона. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект

Российской Федерации - Пермский край.

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Согласно Конституции РФ все субъекты имеют равный статус, он может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Субъект РФ имеет свою конституцию или свой устав. В них он закрепляет положения о главе субъекта РФ, структуру и полномочия органов законодательной и исполнительной власти, территориальное деление субъекта РФ. Нормы, закрепленные в этих правовых актах, действуют только на территории конкретного субъекта РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, иначе они признаются недействительными и применению не подлежат.

Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республикам предоставляется право устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они используются наряду с русским

языком.

Разделение полномочий и предметов ведения между Федерацией и субъектом РФ происходит на основе Конституции РФ. Выделяют предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и субъекта РФ, предмет ведения субъекта РФ.

По предметам ведения РФ издаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ принимаются федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральному законодательству, в случае противоречия действует федеральный закон.

По предмету самостоятельного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В этом случае, если законодательство субъекта РФ противоречит федеральному, то действует нормативный акт субъекта РФ.

В ведении РФ находятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их

соблюдением;

2) федеративное устройство и территория РФ;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономическиеотношения РФ;

12) оборона и безопасность; оборонное производство; определение п орядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

14) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

17) государственные награды и почетные звания РФ;

18) федеральная государственная служба.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особоохраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

13) установление общих принципов организации системы органов государственной

власти и местного самоуправления;

14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Органы государственной власти

устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ для осуществления полномочий в пределах ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

На территории Российской Федерации запрещено установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного и полного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.



 

Created/Updated: 25.05.2018