ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - получение взятки и дачу взятки. Получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в круг служебных полномочий должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Родовой объект состава преступления -получение взятки - можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Данное преступление посягает на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этого вида посягательств. Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов государ
ственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления. Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия) с использованием своего служебного положения. Необходимым признаком данного преступления является его предмет - взятка в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Для наличия состава преступления дачи взятки необходимо, чтобы взяткодатель и должностное лицо осознавали, что действия или бездействие (в том числе и способствование таким действиям, покровительство и попустительство) совершаются последним за взятку. Получение взятки - преступление с формальным составом, т.е. оно признается оконченным с момента принятия хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена взяткополучателем по не зависящим от него причинам, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. С субъективной стороны преступление характеризуется исключительно прямым умыслом, т.е. виновный осознает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение действия (бездействие) либо покровительство или попустительство с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя, и желает ее получить. Умысел взяткополучателя охватывает также сознание того, что взяткодатель осведомлен о незаконности получаемого должностным лицом вознаграждения и что получается оно за действия (бездействие) в пользу взяткодателя с использованием виновным своего служебного положения. Субъектом данного преступления являются должностные лица (специальный субъект), которыми признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно- распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Не являются субъектом преступления работники государственных и муниципальных предприятий и организаций, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности. Но если на них наряду с выполнением ими вышеизложенных обязанностей возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в случае их нарушения они могут нести ответственность за получение взятки. Квалифицирующими признаками получения взятки являются: 1) получение взятки за незаконные действия, т.е. должностное лицо за взятку совершает неправомерные действия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненным прогулами, появлением на работе в нетрезвом состоянии и т.д.), либо совершает преступное деяние; 2) получение взятки, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Родовой и видовой объекты полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки. Объективная сторона дачи взятки заключается в передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки или в предоставлении ему выгод имущественного характера за выполнение (или невыполнение) последним в интересах взяткодателя действий с использованием своего служебного положения. Состав этого преступления является формальным, т.е. оно признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов. Субъективная сторона этого преступления выражается только прямым умыслом. Виновный сознает, что передает выгоду имущественного характера должностному лицу за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием должностных полномочий, и желает передать взяткополучателю незаконное вознаграждение для удовлетворения своих интересов. Мотивы данного преступления не влияют на его квалификацию. Это может быть стремление удовлетворить свои интересы, решить чьи-либо вопросы незаконным путем за счет взятки. Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 16 лет. Квалифицированными видами дачи взятки являются: 1)дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий, т.е. лицо (взяткодатель) дает взятку взяткополучателю за совершение им незаконных действий, являющихся видом правонарушения, не образующего преступление; 2) неоднократность дачи взятки аналогична по содержанию неоднократности в получении взятки.
|