БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. В сферу Б. П. включается и контроль за исполнением бюджетов. Б. П. основан на следующих основополагающих принципах: 1) разграничении компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По законодательству составление и исполнение бюджетов закреплено за исполнительными органами власти, а рассмотрение и утверждение - за представительными органами; 2) специализации бюджетных показателей. Обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включая консолидированные, что достигается за счет формирования и исполнения бюджетов в пределах единой бюджетной классификации; 3) ежегодности бюджета, которая заключается в том, что бюджеты принимаются каждый год заново. Этим обеспечивается возможность более своевременно и полно учесть изменения в экономической, социальной и международной обстановке. Участниками Б. П. выступают Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов, государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие получатели бюджетных средств. Б. П. состоит из стадий: 1) составление, рассмотрение и утверждение бюджетов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Формирование федерального бюджета базируется на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозах социально-экономического развития страны, балансе всех расходов и доходов на территории, плане развития государственного и муниципального сектора экономики и основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории. С 15 июля до 15 августа года, предшествующего отчетному, Правительство РФ рассматривает проекты бюджетов и проект закона о федеральном бюджете для внесения их в Государственную Думу. Сам законопроект рассматривается Государственной Думой в 4 чтениях. В случае непринятия проекта закона до 1 января федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять финансирование по соответствующим статьям бюджетной классификации ежемесячно в размере 1/3 фактически произведенных сумм расходов за IV квартал предшествующего года; 2) исполнение бюджета и контроль над исполнением бюджетов. Цель исполнения бюджетов - обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных показателей. Документ, на базе которого осуществляется исполнение бюджета, - роспись доходов и расходов по статьям бюджетной классификации распорядителям бюджетных ассигнований в размере по кварталам года. Казначейское исполнение бюджетов -исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами -возложено на Федеральное казначейство. При этом поступление всех доходов осуществляется с единого счета бюджета (принцип единства кассы).
Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы. Исполнение бюджета по расходам означает финансирование расходов, предусмотренных в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При поступлении доходов в размере 90-95 % от бюджета Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов. Если сокращение расходов увеличивается более чем на 10 %, то Правительство вносит в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет. Дума должна рассмотреть этот вопрос во внеочередном порядке. Контрольные функции возложены на Счетную палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и местного самоуправления, налоговую службу, финансовые органы, банковскую систему и др. По предписаниям Счетной палаты РФ или Федерального казначейства РФ подлежат возврату средства, израсходованные их получателями незаконно или не по целевому назначению. По окончании финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. На основании данного распоряжения все получатели бюдж
етных средств готовят отчеты по доходам и расходам. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляется Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня текущего года. В течение 1,5 месяца после заключения Счетной палаты выносится решение либо о его утверждении, либо о его отклонении.
|