АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности. С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности: правоприменительный и правоохранительный. Необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения: 1) они находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании; 2) органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния указанных свойств, так как она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике. Суть А. П. заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются как процессуальные. А. П. характеризуется следующими особенностями: 1) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти; 2) целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел; 3) промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах; 4) регламентируется административно-процессуальными нормами. Основу для формирования понятия А. П. как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном) смысле составляет ад
министративно-процессуальная деятельность, которая понимается в двух вариантах: 1) административно-процессуальном; 2) административно-процедурном. Оба варианта имеют некоторые сходные черты: преимущественно внесудебный порядок; индивидуальный характер дел; их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, установлен единый порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан) и т.п. Наиболее существенно разграничение между ними, которое проводится по следующим основаниям: 1) либо исполнительный орган (должностное лицо) совершает действия, не связанные с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, либо его действия обязательно связываются с возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией; 2) правовая оценка поведения участников управленческих общественных отношений осуществляется в рамках обоих вариантов административного процесса. При осуществлении административно-юрисдикционной деятельности она предполагает таковую в отношении сторон возникшего спора, а при административно-процедурной деятельности правовая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств (например, выдачи разрешения, лицензии и т.п.); 3) в обоих вариантах фигурируют индивидуальные административные дела, но различные по своему характеру; 4) при осуществлении административной юрисдикции принуждение - возможный результат разрешения административно-правового спора; 5) административно-процедурная деятельность не отличается сложностью и не требует детальной регламентации. В зависимости от содержания А. П. можно разделить на три части: 1) процесс административного правотворчества; 2) правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс, в котором выделяют поощрительное, распределительное, разрешительное производство и производство по комплектованию личного состава и др.; 3) административно-юрисдикционный процесс, в котором объединены производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения и дисциплинарное производство. Стадии А. П. различаются между собой непосредственными задачами и целями, особым кругом участников и спецификой их правового статуса, юридическими фактами и процессуальным оформлением. Общими для А. П. являются следующие стадии: 1) анализ ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом положении дел, о реальных фактах; 2) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти; 3) исполнение решения. В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий.
|