АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это общественные отношения, которые регулируются нормами административного права. Данные отношения являются организационными и обладают характером исполнительной власти. Сущность А. О. заключается во взаимодействии с реальными общественными отношениями, которые служат содержанием А. О. и существуют как реальные отношения. Для А. О. характерными являются следующие особенности: 1) одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями; 2) одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями; 3) многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства; 4) эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным; 5) споры, возникающие между участниками А. О., разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;
6) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов. Элементами А. О. являются субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты. Субъект А. О. - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. Субъекты А. О. отличаются всеобщностью, универсальностью предмета регулирования. Ими могут быть физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), а также граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, предприятия и учреждения, кооперативы и другие объединения граждан. Объект правоотношения - это воля и поведение субъекта, которые регулируются различными способами (подчинение, разрешение и т.д.). Общим объектом регулирования административно-правовых норм являются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительной власти, а непосредственным объектом - поведение субъектов. Предмет в А. О. может выражаться в духовной жизни и культуре (например, достояние музеев, выставок, учреждений культуры), правовом статусе личности, здоровье, безопасности. Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно правовых отношений. Действия - это юридические факты, которые осуществляются в процессе назначения лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции с соответствующим оформлением и т.д. Большинство юридических фактов несут правомерные действия, но могут выделять и неправомерные действия, например незаконные распоряжения. События - юридические факты, которые не зависят от воли людей и часто являются волевыми и по источнику их происхождения, например стихийное бедствие. Защита А. О. Большинство А. О. возникает из правомерных действий субъектов административного права, но также может возникать и из правонарушений, например между представителем милиции и гражданином, допустившим правонарушение. Данная защита заключается в точном соответствии с законодательством, а защита правоотношений, возникающих из правонарушений, состоит в защите прав личности. Меры принуждения применяют только те, которые установлены законодательством, в строгом соблюдении процессуальных правил. Всякие отступления должны пресекаться, в этом и состоит защита А. О. указанного рода. Действующим законодательством установлены два способа защиты А. О. -административный и судебный. Административный способ заключается в контроле за возникновением, развитием и прекращением А. О., рассмотрении жалоб и заявлений. Судебный способ защиты А. О. заключается в том, что жалобы на любые действия и решения государственных органов и должностных лиц могут рассматриваться в судебном порядке. В зависимости от особенностей участников отношений существуют А. О.: 1) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне; 2) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организ
ационно-правовом уровне; 3) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями; 4) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями; 5) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; 6) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями; 7) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; 8) между субъектами исполнительной власти и гражданами. В зависимости от государственного устройства различают отношения: 1) между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации; 2) между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне; 3) между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях. В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют: внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, ответственности между работниками аппарата органа управления. Сторонами в этих отношениях являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица; внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти. По характеру юридических фактов А. О. делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными действиями. По содержанию различают материальные А. О. - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права, и процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.
|