АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕиспользуется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления и выполняет карательную функцию. Также А. П. как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Меры А. П. используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что имеет властно-принудительный характер. Принудительность воздействия направлена против воли субъекта. Это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо не способно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это не устраняет объективно-принудительного содержания такого воздействия. А. П. по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий. Меры А. П. применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоогра-ничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение. Меры А. П. могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Поэтому А. П. является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Оно применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Данные отношения определяются необходимостью самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Нарушения должны быть прекращены немедленно, они затрагивают интересы всего общества, угрожают личной и имущественной безопасности граждан. А. П. характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания). Однако эта деятельность судов (судей) не является правосудием в полном смысле слова, а составляет часть административного процесса. А. П. осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. А. П. применяется не только к физическим лицам, но и к юридическим. В связи с переходом к рыночной экономике и появлением частных, акционерных и других негосударственных предприятий А. П. применяется в виде штрафных санкций. Важный признак А. П. - специфическая юридическая природа оснований его применения. Основаниями применения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой. А. П. применяется исполнительными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления, и исполнительными органами, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Меры А. П. весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка все меры А. П. можно разделить на следующие группы: 1) административно-предупредительные меры. Основанием для применения этих мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений. При их применении в целях предупреждения возможных нарушений ведут к действительному уменьшению совершения правонарушений и наступления тяжких последствий от них; 2) меры административного пресечения. Меры А. П. - правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения. Меры административного пресечения можно разделить на группы: - меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя; - меры имущественного характера; - меры технического характера; - меры финансового характера; - меры медико-санитарного характера; - меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительнойсистемы; - меры специального или исключительного назначения; 3) меры административной ответственности (административное взыскание) (см. Административная ответственность). Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права. Меры А. П. направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий. По субъекту принуждения также различают государственно-правовое и общественно-правовое принуждения.
|