АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Это управленческое право, которое регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации. Нормы А. П.: 1) устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении; 2) регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами; 3) определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления; 4) регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. Предмет А. П. -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. При его определении надо учитывать: 1) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческойдеятельности; 2) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа; 3) практическую реализацию ими полномочий, предоставленных им для осуществления государственно-управленческой деятельности. Предмет А. П. можно поделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения, которые закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах; 2) взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями. Метод правового регулирования А. П. - определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Для А. П. характерны следующие методы правового регулирования: 1) метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому); 2) метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления); 3) метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении); 4) метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора). Система А. П. - это внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов -институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь. Система А. П. делится на Общую и Особенную части, что определяется сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. Общая включает в себя нормы, которые охватывают управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, которые действуют в пределах отдельных сфер управления. В Общую часть входят институты, регулирующие административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права; регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); регулирующие административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений и организаций; регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальные, общественные, религиозные, коммерческие и др.). В Особенной части А. П. выделены четыре подотрасли, объединяющие нормы: 1) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 2) регулирующие социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление его социальных программ; 3) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей); 4) административного обеспечения политической деятельности граждан, общества, государства. Содержание Общей и Особенной частей А. П. взаимозависимо и составляет единое целое. Нормы Общей части применимы ко всем институтам Особенной части. Субъект А. П. - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Субъектов А. П. рассматривают как: Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. Субъекты А. П. (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными. Для А. П. характерны
следующие функции: 1) правоисполнительная функция предполагает, что административное право -юридическая форма реализации исполнительной власти; 2) правотворческая функция наделяет субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству; 3) организационная функция происходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно поддерживается нормами административного права; 4) координационная функция имеет целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой сферы государственного управления; 5) правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов и прав всех участников регулируемых отношений. Источники А. П. - юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы: 1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.; 2) административно-правовые нормы -содержатся в законах и законодательных актах; 3) указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения; 4) постановления Правительства РФ. Правительство также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений; 5) нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации; 6) Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств; 7) уставы субъектов Федерации, а также акты, издаваемые органами власти и государственного управления; 8) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; 9) межгосударственные соглашения; 10) нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений; 11) акты правосудия. Наука А. П. - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права. Она изучает сущность и структуру исполнительной власти, отношения, регулируемые нормами административного права, виды административно-правовых норм, источники и систему административного права, правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы осуществления государственного управления, вопросы административной ответственности, способы обеспечения законности в сфере государственного управления.
|