special

Юридическая энциклопедия. Буква А

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

- отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Это управленческое право, которое регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной

администрации. Нормы А. П.:

1) устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;

2) регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями

и гражданами;

3) определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

4) регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах. Предмет А. П. -совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. При его определении надо учитывать:

1) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческойдеятельности;

2) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

3) практическую реализацию ими полномочий, предоставленных им для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет А. П. можно поделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения, которые закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения,

формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;

2) взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями. Метод правового регулирования А. П. - определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Для А. П. характерны следующие методы правового регулирования:

1) метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому);

2) метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);

3) метод согласования (этим методом регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);

4) метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).

Система А. П. - это внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов -институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь.

Система А. П. делится на Общую и Особенную части, что определяется сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. Общая включает в себя нормы, которые охватывают управление в целом, а Особенная часть состоит из норм, которые действуют в пределах отдельных сфер управления.

В Общую часть входят институты, регулирующие административно-правовые

статусы индивидуальных субъектов права; регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); регулирующие административно-правовые статусы

государственных предприятий, учреждений и организаций; регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальные, общественные,

религиозные, коммерческие и др.).

В Особенной части А. П. выделены четыре подотрасли, объединяющие нормы:

1) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

2) регулирующие социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление его социальных программ;

3) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей);

4) административного обеспечения политической деятельности граждан, общества, государства.

Содержание Общей и Особенной частей А. П. взаимозависимо и составляет единое целое. Нормы Общей части применимы ко всем институтам Особенной части.

Субъект А. П. - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъектов А. П. рассматривают как: Российскую Федерацию, субъекты Федерации,

государственные и негосударственные организации.

Субъекты А. П. (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

Для А. П. характерны следующие функции:

1) правоисполнительная функция предполагает, что административное право -юридическая форма реализации исполнительной власти;

2) правотворческая функция наделяет субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3) организационная функция происходит из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно поддерживается нормами административного права;

4) координационная функция имеет целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой сферы государственного управления;

5) правоохранительная функция обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов и прав всех участников регулируемых отношений.

Источники А. П. - юридические акты

различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы:

1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.;

2) административно-правовые нормы -содержатся в законах и законодательных актах;

3) указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения;

4) постановления Правительства РФ. Правительство также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений;

5) нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации;

6) Конституции республик, их законодательства, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств;

7) уставы субъектов Федерации, а также акты, издаваемые органами власти и государственного управления;

8) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

9) межгосударственные соглашения;

10) нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов,

объединений, предприятий и учреждений; 11) акты правосудия.

Наука А. П. - система научных взглядов, представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, существующих в сфере административного права. Она изучает сущность и структуру исполнительной власти, отношения, регулируемые нормами

административного права, виды

административно-правовых норм, источники и систему административного права, правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы осуществления государственного управления, вопросы административной ответственности, способы обеспечения законности в сфере государственного управления.



 

Created/Updated: 25.05.2018