АВЕСТА - главная священная книга зороастризма у древних иранцев и современных парсов в Индии. На данный момент известны две редакции А. 1. Сборник молитв на священном авестийском языке и алфавите, которые и в настоящее время читаются парсийскими священниками при богослужении. Он имеет название "Вендидад-садэ", в переводе "чистый Венди-дад", который означает "не сопровождаемый переводами и комментариями". В сборник входят две части: 1) "Висперед"; 2) "Ясна". 2. Вторая редакция А. "Авеста-зенд", в переводе "текст и толкование", предназначена не для чтения, а для систематического изучения. Она состоит из: 1) "Вендидад" - "кодекс против дэвов"; 2) "Висперед" - "гении благих существ"; 3) "Ясна" - молитвы, восхваления, литургические обращения; 4) "Яшты" - песнопения; 5) Малая А. или Хорда А. - краткие молитвенные тексты, жреческий, ритуальный кодексы. Создание А. относят к периоду перехода древних иранцев к оседлому образу жизни, обособлению их от индийских, скифо-сармат-ских народов. Ранее сложились культ Митры, являющегося божеством договора, понятие истинного порядка, система обрядов. В А. выражаются: 1) идеи необходимости обеспечения мирных условий для скотоводства, земледелия сильной властью и борьбой с соседями-кочевниками; 2) проповедь единобожия, необходимого для борьбы с врагами, добра со злом, правды с ложью. Общинный земледельческий быт древних иранцев породил расслоение общины на владельцев движимого и недвижимого имущества. Обмен имуществом привел к договорным формам, таким, как устная, ритуальная (рукопожатие) и др. За неисполнение договора полагалось телесное наказание, причем за обман в устном договоре меньше, чем в ритуальном. Обязательства подкреплялись клятвой, которая почиталась высоко. Она обязывала договаривающиеся стороны к верности, распространяющейсяна всех. Виды преступлений по А.: 1) приобщение верующего к другой вере; 2) причинение вреда побоями и поранениями; 3) мужеложство; 4) действия против собаки, охраняющей стадо и дом. Брачные отношения возникали по договору с 15 лет, который мог быть и "внутри родни" -кровосмесительным. Прерогативой общины являлось судебное разбирательство, особую роль в котором выполняли жрецы. Процедура разбирательства включала в себя: 1) произнесение формулы (существующая в законе обязывающая и справедливая сила предписаний); 2) чтение молитв, которые произносились в определенном порядке по делам лиц: а) подлежащих прощению; б) подлежащих смертной казни; 3) молитвенная формула при очищении оскверненного.
|