- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Экономика Экономика предприятия - Покропивный С. Ф. |
Экономика предприятия - Покропивный С. Ф.
РАЗДЕЛ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Глава 14. Производство, качествои конкурентоспособность продукции
Ключевые понятия и термины
Продукция (работа, услуги);номенклатура продукции (услуг);ассортимент продукции; валовая продукция; товарная продукция; чистая продукция; маркетинг; производственная программа; материально-техническое обеспечение; качество продукции (услуг); конкурентоспособность продукции (услуг);стандартизация продукции (услуг);сертификация продукции (услуг);внутрипроизводственный технический контроль качества изделий
14.1 Общая характеристика продукции (услуг)
Понятие и классификация продукции
В процессе производства человек взаимодействует с определенными средствами производства и создает конкретные материальные блага. Следовательно, последние являются продуктами труда, то есть потребительной стоимостью, веществом природы, приспособленным человеком с помощью орудий труда к своим потребностям. Результат труда в большинстве своем материализуется в виде конкретного продукта (продукции, изделия). Изготовляемая продукция в течение определенного времени проходит различные стадии технологического процесса и в связи с этим называется незавершенным производством, полуфабрикатом или готовым к употреблению продуктом (изделием).
Вполне естественно, что в промышленном производстве результатом (продуктом) труда является продукция, на предприятиях транспорта — соответствующий объем выполненной работы (перевезенных грузов или пассажиров на то или иное расстояние), а в учреждениях связи и банках — предоставленные юридическим или физическим лицам услуги. Иногда продукт труда является одновременно и изготовленной продукцией, и выполненной работой, и оказанной услугой (например, отремонтированные часы, телевизор, холодильник, обувь и т. п.).
Общеиз вестно, что большинство продуктов труда пригодны для употребления различными способами и в различных сферах народного хозяйства. Зерно, например, может быть сырьем для производства муки, изготовления пива или водки, может использоваться как корм для животных или посевной материал. Продукт труда, существующий в готовой для потребления форме может стать сырьем для производства другого продукта (например, виноград — для изготовления виноградного сока, вина). Станет ли конкретная потребительная стоимость средством производства или конечным продуктом потребления, целиком зависит от ее функций и места в процессе труда. Предметы труда, подвергающиеся обработке в процессе производства и изменяющие свою форму, превращаются в продукты труда, которые делятся на средства производства и предметы потребления; относительно общественного производства в целом они называются продукцией соответственно І и ІІ подразделения, а промышленности — продукцией групп “А” и “Б”.
Средства производства, в свою очередь, делятся на средства труда и предметы труда, а предметы потребления — на продовольственные и непродовольственные товары. Такое деление продукции классифицирует ее по признаку экономического на значения. Для общей характеристики продукции (работы, услуг) практическое значение имеет применение системы измерителей ее (их) объема (рис. 14.1).
Измерителя объема продукции
В условиях товарного производства и рыночной экономики изготовленная продукция, выполненная работа, оказанная услуга являются товаром, имеющим не только потребительную стоимость, но и стоимость (меновую стоимость). Для постоянного и полного удовлетворения потребностей рынка планирование и учет товаров, изготовляемых для продажи, осуществляются в натуральных (физических) и стоимостных (денежных) измерителях. Важно учитывать, что меру удовлетворения потребностей рынка можно охарактеризовать, исходя прежде всего из показателей товаров определенной номенклатуры и ассортимента в натуральном виде. Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, задание по выпуску которых предусматривается планом производства. Ассортимент продукции — это совокупность разновидностей продукции каждого наименования, отличающихся соответствующими технико-экономическими показателями (типоразмерами, мощностью, производительностью, дизайном и т. п.). Номенклатура и товарный ассортимент включают выпускаемую продукцию, спрос на которую сохраняется, а также новую продукцию, экспериментальные образцы принципиально новых изделий.
Измерителями объема продукции в натуральном выражении являются конкретные физические единицы — штуки, тонны, метры и т.п. В практике планирования и учета объема продукции иногда используют условно-натуральные (например, условные банки консервов, условные листы шифера, штуки кирпича) и двойные натуральные (например, производство стальных труб может измеряться тоннами и метрами, тканей — погонными и квадратными метрами), показатели.
Объем продукции в стоимостной выражении на большинстве предприятим различных отраслей производственной сферы определяется показателями товарной, валовой, чистой и реализованной продукции. Показатель товарной продукции является практически везде применяемым стоимостным показателем, позволяющим суммировать выпуск различных видов продукции и благодаря этому определять общий объем производства на том или ином предприятии, а также исчислять ряд макроэкономических и обобщающих производных показателей развития народного хозяйства. Это, собственно, общая стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, предназначенных для продажи и реализации различным потребителям.
Показатель валовой продукции, кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает также изменение остатков незавершенного производства в течение расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы в зависимости от отраслевых особенностей производственной деятельности предприятия. При этом динамика изменения остатков незавершенного производства учитывается лишь на тех предприятиях машиностроения и металлообработки, где длительность производственного цикла для преобладающего большинства видов продукции превышает два месяца. Следует также знать, что объем товарной и валовой продукции производственного объединения, в составе которого предприятия и другие производственные звенья находятся на самостоятельном балансе, определяется путем суммирования соответствующих показателей этих предприятий (звеньев).
С целью более полной характеристики динамики производства продукции и показателей его эффективности (прежде всего производительности труда) при составлении производственной программы предприятия делают также расчеты чистой продукции. За исходную базу для ее исчисления принимается объем товарной продукции, из стоимости которого исключают материальные затраты и сумму амортизационных отчислений, т. е. стоимость так называемого овеществленного труда, элиминируя влияние последнего на величину общем стоимости изготовляемой предприятием продукции. По экономическому содержанию показатель чистой продукции отражает вновь созданную на предприятии стоимость и благодаря этому характеризует результаты использования именно собственного трудового потенциала. Показатель чистой продукции целесообразно применять для объективной оценки уровня эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Однако меру удовлетворения рыночного спроса на ту или иную продукцию отражает не объем ее производства в натуральном и стоимостном выражении, а объем фактически реализованных (проданных) изделий. С учетом этого важного обстоятельства следует определять и контролировать также плановые (ожидаемые) показатели реализованной продукции. Плановый (ожидаемый) показатель реализованной продукции определяют исходя из предусмотренного производственной программой предприятия на соответствующий год объема товарной продукции, с учетом изменения остатков, нереализованных на начало и конец расчетного периода, а фактически — после оплаты потребителем (заказчиком) стоимости продукции и поступления соответствующих денежных сумм на банковский счет поставщика.
Created/Updated: 25.05.2018