- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Экономика Экономика предприятия - Покропивный С. Ф. |
Экономика предприятия - Покропивный С. Ф.
8.7. Инвестиционные проекты предприятий и организаций
Значительные инвестиционные ресурсы реально расходуются обычно после разработки и утверждения конкретного инвестиционного проекта предприятия или организации, под которым понимают определенный комплекс документов относительно содержания и условий реализации соответствующих мер для достижения поставленной цели (развитие технико-технической базы, начало изготовления новой продукции, осуществления любых новых методов или форм организации деятельности и т. п.). При этом осуществление предусмотренных инвестиционным проектом мероприятий должно обязательно обеспечить положительный экономический или социальный эффект.
Цикл, фразы и этапы обоснования инвестиционного портфеля. Разработка и реализация инвестиционного проекта производственной направленности охватывают определенный отрезок времени от возникновения соответствующих идей до практической их реализации (введение в действие нового производственного объекта, начало продуцирования нового изделия, осуществление организационного или иного нововведения).
Этот промежуток времени называют циклом инвестиционного проекта (инвестиционным циклом). Он включает три фазы: 1) прединвестиционную (предварительное исследование до окончательного инвестиционного решения); 2) собственно инвестиционную (проектирование, заключение контрактов, сооружение или обустройство помещений, обучение персонала); 3) производственную (ввод в эксплуатацию, организация хозяйственной деятельности предприятия или организации после практической реализации проекта).
Прединвестиционная фаза инвестиционного проекта, как правило, состоит из трех стадий: аналитической, проектной и оценочной.
- Первая (аналитическая) стадия предусматривает обобщение информации о необходимости инвестирования в конкретный объект, возможностях потенциальных инвесторов, возможностях обеспечения деятельности объекта персоналом надлежащей квалификации, наличии собственных материальных ресурсов. Главная цель этой стадии — привлечь внимание к появившейся новой инвестиционной идее.
- Вторая (проектная) стадия охватывает: а) предварительное обоснование; б) вспомогательные (функциональные) исследования; в) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. На этапе вспомогательных (функциональных) исследований осуществляется детальная проработка конкретных аспектов проекта. Эти исследования для крупномасштабных инвестиционных предложений проводятся обязательно по таким направлениям:
- прогнозирование спроса на изготовляемые товары с учетом ожидаемого проникновения на рынок;
- выявление меры доступности необходимых сырья и материалов, проведение необходимых лабораторно-экспериментальных испытаний;
- изучение места размещения производства (прежде всего для проектов, где транспортные издержки могут оказаться определяющим фактором);
- оценка экономического и техногенного влияния объекта производства (деятельности) на окружающую среду;
- исследование оптимальных масштабов производства (деятельности) с учетом альтернативных технологий, ресурсов, производственных затрат и цен на продукцию (услуги);
- выбор комплекта оборудования с учетом возможностей поставщиков и объема инвестиционных ресурсов на альтернативной основе.
Этап технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, когда принимается решение о наличии технических, экологических, экономических и коммерческих предпосылок для его практической реализации, осуществляется по схеме, показанной в табл. 8.4.
Таблица 8.4
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО)ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Раздел ТЭО | Структура раздела | |
1. Основная идея проекта | 1.1 | Идея проекта |
1.2 | Спонсоры проекта | |
1.3 | Главные сведения о проекте | |
2. Анализ рынка и стратегия маркетинга | 2.1 | Общеэкономический анализ |
2.2 | Исследование рынка | |
2.3 | Основы проектной стратегии | |
2.4 | Основная концепция маркетинга | |
2.5 | Затраты и доходы маркетинга | |
3. Сырье, материалы и комплектующие изделия | 3.1 | Спецификация потребности в сырье, материалах комплектующих изделиях |
3.2 | Доступность материальных ресурсов | |
3.3 | Стратегия поставок, затраты на материалы и комплектующие изделия | |
4. Местонахождение и окружающая среда | 4.1 | Анализ местонахождения объекта и окружающей среды |
4.2 | Окончательный выбор пункта размещения объекта и оценки затрат | |
5. Инженерно-технологическая часть проекта | 5.1 | Производственная программа и мощность |
5.2 | Выбор технологии, детальный план и инженерные основы проекта | |
5.3 | Выбор оборудования, строительно-монтажных работ | |
6. Организационные и накладные затраты | 6.1 | Организация и управление объектом |
6.2 | Организационное проектирование | |
6.3 | Накладные затраты (постатейные) | |
7. Трудовые ресурсы | 7.1 | Потребность в отдельных категориях персонала |
7.2 | Оценка затрат на его содержание | |
8. Процесс осуществления проекта | 8.1 | Цели и этапы процесса реализации проекта |
8.2 | Календарный график реализации проекта | |
8.3 | Расчет общих затрат | |
9. Финансовый анализ и оценка эффективности инвестирования | 9.1 | Цели и задачи финансового анализа |
9.2 | Анализ затрат на реализацию проекта | |
9.3 | Методы экономической оценки инвестиционного проекта | |
9.4 | Финансирование проекта | |
9.5 | Финансово-экономические показатели деятельности предприятия (организации) |
- На третьей (оценочной) стадии прединвестиционной фазы проекта юридические (физические) лица, которые соглашаются поддержать идею проекта в целом и все его отдельные аспекты (технические, организационные, финансовые), принимают окончательное решение об инвестировании нового проекта.
Инвестиционная фаза цикла инвестиционного проекта обычно охватывает конкретные виды работ (рис. 8.9).
После проведения необходимых исследований, предшествующих принятию инвестиционного решения, составляется бизнес-план: максимально компактный по содержанию и стандартный по форме документ, в котором изложены главное направление инвестиционного проекта и его основные технические и финансово-экономические параметры. Количество разделов и детализация бизнес-плана инвестиционного проекта зависят от его масштабности и конкретной сферы деятельности.
Такой бизнес-план формируется как основание финансовой поддержки от потенциальных инвесторов; именно для них он прежде всего и предназначен. Его используют также и коммерческие банки для формирования собственного кредитно-инвестиционного портфеля и последующего предоставления кредитов предпринимателям, предприятиям и организациям, разработавшим перспективные бизнес-планы инвестиционных проектов.
Рис. 8.9. Виды работ (составляющие элементы) инвестиционнойфазы цикла инвестиционного проекта предприятия
Финансовый план и оценка эффективности инвестиционного проекта. Наиболее важной составляющей бизнес-плана и инвестиционного проекта в целом является финансовый план, который составляется на несколько лет (3—5) по определенной типовой схеме (рис. 8.10).
Прогнозирование объемов реализации (продажи) продукции осуществляется в виде таблицы по следующей схеме: 1) наименование продукции; 2) физический объем реализации; 3) цена реализации единицы продукции; 4) сумма реализации без НДС и акциза (стр. 3 х стр. 2); 5) объем НДС и акциза; 6) выручка от реализации с НДС и акцизом (стр. 4 + стр. 5). При этом объем и сумма реализации прогнозируются отдельно для внутреннего и внешнего рынков. В процессе прогнозирования объемов реализации нужно также учитывать: время сбыта; задержку платежей; часть продукции, которая может быть продана в кредит и с оплатой аванса. В случае применения системы скидок сумма реализации прогнозируется с учетом всех скидок.
К инвестиционным затратам по проекту относятся инвестиции, обеспечивающие его подготовку и реализацию. Инвестиционные затраты можно разделить на капитальные и текущие. Капитальные затраты включают затраты на: 1) прединвестиционные исследования и подготовительные работы; 2) аренду и освоение земельного участка; 3) здания и сооружения, строительно-монтажные работы; 4) инфраструктуру; 5) технологию и оборудование; 6) пусконаладочные работы. В состав текущих включают затраты на подготовку эксплуатационных кадров, накладные расходы и оборотные средства.
Рис. 8.10. Основные разделы финансового плана инвестиционногопроекта предприятия (организации, предпринимателя)
План привлечения капитала предусматривает конкретные источники финансирования проекта: внутренние — собственные средства, привлеченные средства, государственные субсидии, кредиты коммерческих банков; внешние — кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных банков, техническая помощь (гранты), портфельные иностранные инвестиции, прямые зарубежные инвестиции. По статьям “Собственные средства” и “Прямые иностранные инвестиции” инвестиционные затраты возмещаются за счет денежных средств, а также материальных и нематериальных активов инвесторов. Если источниками финансирования служат привлеченные средства и портфельные иностранные инвестиции, то это означает, что инициаторы инвестиционного проекта привлекают средства других инвесторов (юридических или физических лиц) путем продажи акций и других ценных бумаг. По статье “Кредиты международных финансовых организаций” фиксируется объем финансовых средств, которые предлагаются (предоставлены) Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, другими подобными организациями. При этом суммы общей потребности в инвестиционных затратах и суммы их конкретного финансирования различными источниками количественно должны совпадать.
Целью расчета текущих затрат проекта является определение общих текущих затрат на производство продукции. Рекомендуется рассчитывать прямые затраты на единицу продукции, а затем — на весь объем реализованной продукции. Прямые затраты на единицу продукции охватывают материальные и трудовые затраты: а) сырье и материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты; топливо; энергия; работы по услугам производственного характера; оборотные отходы — исключаются; б) основная заработная плата персонала; отчисления на г
осударственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в Государственный фонд содействия занятости; дополнительные выплаты из фонда оплаты труда. К непрямым затратам на общий объем реализованной продукции относят:
- амортизацию основных фондов и нематериальных активов;
- рентные платежи (платежи на обязательное страхование имущества и работников; платежи на страхование иностранных инвесторов и ресурсов внешнеторговых операций; плата за землю; плата за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных минимумов; обязательные отчисления во внебюджетные фонды);
- маркетинговые затраты (комплексное исследование рынка, реклама, сертификация и сбыт продукции, экспертная пошлина, выставки, ярмарки, деловые переговоры и т. п.);
- административные затраты (оплата услуг связи и банков, аудиторских, ремонтно-сервисных и коммунальных услуг; офисно-хозяйственные, представительские и канцелярские расходы; расходы на служебные командировки);
- выплата процентов за кредиты банков;
- непроизводственные расходы;
- другие операционные затраты.
Следовательно, общая сумма текущих затрат на производство и сбыт продукции включает прямые материальные и трудовые затраты, а также операционные (непрямые) расходы.
Баланс денежных потоков по своей сути — это итоги расчетов по разделам финансового плана; он характеризует движение денежных потоков, предусматривает возможные “узкие места” в оплате задолженности и других денежных обязательств, отражает источники финансирования инвестиционного проекта. Его составляют по такой схеме: 1) денежные средства на начало года; 2) поступления средств; 3) наличные денежные средства — всего; 4) денежные платежи сторонним организациям (налоги, платежи за кредиты, выплата дивидендов, погашение долгов и т. п.); 5) полная сумма денежных выплат на сторону; 6) денежные средства на конец года. Одновременно со сводным балансом денежных потоков должен формироваться план прибыли с целью определения величины налооблагаемой прибыли.
Прогнозный бухгалтерский баланс составляется на конец каждого года реализации проекта для определения “узких мест”. Методика прогнозирования обычно базируется на аналитической оценке, исходя из базисных бухгалтерских проводок, движения денежных средств, других активов, изменения пассивов.
Основными общепризнанными показателями эффективности инвестиционного проекта являются:
- чистый приведенный доход (ЧПД), отражающий абсолютную величину экономического эффекта от реализации инвестиций:
ЧПД = ДП – ИС, (8.15)
где ДП — нынешняя (дисконтная будущая) стоимость денежного потока;
ИС — сумма инвестиционных средств по проекту;
- индекс доходности (ИД), который характеризует соотношение дисконтированного денежного потока (ДП1) и инвестиционных ресурсов (ИС):
ИД = ДП1 / ИС, (8.16)
- срок окупаемости (ТО), т. е. срок возвращения авансированных инвестиционных средств, базирующихся на величине денежного потока с приведением его абсолютной величины к нынешней стоимости (с применением дисконтного множителя). Для его исчисления можно использовать формулу:
, (8.17)
где — среднегодовая величина денежного потока за определенный период.
Для более точного определения этого показателя целесообразно использовать такой временной период (количество месяцев, лет), когда инвестиционные затраты по абсолютной величине сравняются с денежным потоком (по нарастающему итогу).
Вопросы для самостоятельного углубленного изучения
- Сущностная характеристика и структура инвестиций.
- Методы определения необходимого объема и источников финансирования капитальных вложений на предприятии.
- Характеристика и роль отдельных видов ценных бумаг в финансировании развития производства и в экономической деятельности разных субъектов хозяйствования.
- Организационно-правое обеспечение и механизм государственного регулирования выпуска и обращения ценных бумаг.
- Объективная необходимость и эффективность привлечения иностранных инвестиций для развития производственных предприятий.
- Методические основы определения эффективности производственных инвестиций в условиях рыночных взаимоотношений.
- Ставка дисконта (капитализации): сущностная характеристика, цель применения, метод определения.
- Особенности определения эффективности капитальных вложений на отдельных стадиях инвестиционно-воспроизводственного цикла.
- Возможные методические подходы к оценке эффективности выпуска и реализации основных видов ценных бумаг.
- Основные факторы повышения эффективности формирования и использования производственных инвестиций.
- Организационно-экономические рычаги наиболее эффективного формирования и реализации финансовых инвестиций (ценных бумаг).
- Содержательная характеристика и экономическое обоснование инвестиционных проектов разных субъектов хозяйствования.
Created/Updated: 25.05.2018