special

Экономика предприятия - Покропивный С. Ф.

8.4. Привлечение иностранных инвестиций для развития и усиления эффективности деятельности субъектов хозяйствования

Необходимость привлечения, виды, формы и структура иностранных инвестиций. Развитие и усиление эффективности хозяйствования предприятий Украины в значительной (если не в решающей) мере зависит от общегосударственного инвестиционного потенциала, который формируется за счет различных финансовых источников, в том числе и иностранных инвестиций. Из-за кризисного состояния преобладающей части отечественных предприятий и организаций, недостатка собственных инвестиционных ресурсов, а также вследствие интенсивной интернационализации (интеграции) производственно-хозяйственных систем, объективно необходимым становится все более широкое привлечение иностранных инвестиций. Последние используются для финансовой поддержки отечественных товаропроизводителей и других субъектов хозяйствования, внедрения новых технологий, наращивания экспортного потенциала, структурной перестройки экономики.

Иностранное инвестирование может осуществляться в разных формах в зависимости от типа инвестора, его цели и степени риска, на который он готов. Основными типами прямых иностранных инвестиций обычно бывают:

а) создание совместных предприятий (организаций);

б) ввод в действие (начало деятельности) дочерних предприятий (филиалов);

в) заключение лицензионных соглашений с отечественными фирмами;

г) приобретение неконтрольных пакетов акций отечественных фирм-эмитентов;

д) покупка контрольных пакетов акций у выпускающих и реализующих их предприятий.

Совместные предприятия создаются и управляются совместно иностранными инвесторами и местными партнерами. В роли последних выступают чаще всего частные фирмы, но таковыми могут быть и государственные предприятия. Несколько иностранных инвесторов из различных стран могут создать совместное предприятие в третьей стране с целью уменьшения стартовых инвестиционных затрат. Совместные предприятия позволяют зарубежным инвесторам занять бoльшую нишу на местном рынке с меньшим предпринимательским риском по сравнению с вариантом прямой покупки местной фирмы на аукционе или создания дочернего предприятия (филиала).

Создание собственных дочерних предприятий (филиалов) как разновидность вложения является наиболее рискованным и связанным с наибольшими обязательствами со стороны иностранного инвестора. Такой вариант, как правило, применяется в стране, на рынках которой можно достичь наибольшего потенциала для получения прибыли (дохода).

Лицензионное соглашение местная фирма заключает в большинстве случаев с соответствующей транснациональной корпорацией. По такому соглашению корпорация передает право на использование новой технологии местной фирме, которая становится ответственной за маркетинг и производство определенного товара. Лицензионное соглашение дает иностранному партнеру возможность выходить на рынок с минимальным предпринимательским риском. Кроме того, иностранные инвесторы могут приобрести акции местной (отечественной) фирмы, с которой заключено лицензионное соглашение.

Приобретение неконтрольных пакетов акций местных фирм осуществляется иностранным инвестором путем прямой покупки на местном фондовом рынке. Поскольку иностранные партнеры вследствие приобретения такого количества акций не обладают правом контролировать деятельность местной фирмы, то такие инвестиции принято называть, как уже отмечалось, портфельными (пассивными). Такой способ инвестирования используется преимущественно в процессе приватизации местных предприятий (организаций) или при обмене долговых обязательств частных, а также государственных субъектов хозяйствования на их акции.

Контрольный пакет акций местных фирм иностранные инвесторы могут приобрести разными способами (в процессе прямой покупки, приватизации, обмена долгов на акции и т. п.). Этот вариант инвестирования отечественных фирм (предприятий, организаций) предоставляет право контроля за их деятельностью. В то же время он предусматривает бoльшие обязательства иностранного инвестора и более длительное время для получения им ожидаемой прибыли. Впрочем, такая форма инвестирования обеспечивает значительные выгоды и местным предприятиям: ускоряет обновление номенклатуры продукции, увеличивает общий объем производства и др.

Иностранный инвестор перед принятием решения о целесообразности инвестирования объекта (объектов) в данной стране должен располагать информацией о степени привлекательности вложений капитала, а также о возможных видах и формах иностранных инвестиций в данной конкретной стране. Основные признаки, которыми обычно пользуются для оценки степени привлекательности инвестирования, а также возможные виды и формы зарубежных инвестиций показаны на рис. 8.4 и 8.5 соответственно.

 Совокупность признаков, достаточнаядля оценки привлекательности инвестирования в другой стране

Рис. 8.4. Совокупность признаков, достаточнаядля оценки привлекательности инвестирования в другой стране

Возможные виды и формы иностранных инвестиций

Рис. 8.5. Возможные виды и формы иностранных инвестиций

За последние несколько лет заметно изменилась отраслевая структура иностранных инвестиций в Украину. Если в 1995 г. их удельный вес в производственных отраслях составлял около 90% общего объема, то в 2000 г. — приблизительно 78%. При этом в промышленности Украины он снизился с 51,2 до 35%. В 3 раза сократились иностранные инвестиции в черную и цветную металлургию (с 7,4 до 2,4%); в 2,5 раза — в легкую промышленность (с 5,5 до 2,1%); в 1,7 раза — в машиностроение и металлообработку (с 16,9 до 10%). За этот же период объем прямых иностранных инвестиций увеличился в торговлю (с 22 до 35%), непроизводственную сферу в целом (с 7,5 до 20%), в том числе в здравоохранение — более чем в 50 раз.

Государственное регулирование и эффективность привлечения иностранных инвестиций. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в национальную экономику осуществляется несколькими законами Украины, принятыми в течении 1991—1996 годов, и декретом Кабинета Министров в Украине.

Закон Украины “О защите иностранных инвестиций в Украине” (1991 г.) содержит такие принципиальные положения: а) инвестиции, прибыль, законные права и интересы иностранных инвесторов защищаются законами Украины; б) государство не может реквизировать иностранные инвестиции за исключением случаев стихийного бедствия; в) иностранным инвесторам гарантируется возможность перевода за границу их прибыли и других сумм, полученных на законных основаниях.

Национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности в отношении иностранных инвестиций установлен Законом Украины “Об иностранных инвестициях” (1992 г.). Этим законом предусмотрено, что: 1) иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации; 2) иностранные инвестиции имеют гарантии на 10 лет на случай изменений законодательства Украины об иностранных инвестициях; 3) устанавливается ряд налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями.

Декретом Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” (1993 г.) иностранным инвесторам после оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и без задержки перевод за границу их доходов (прибыли) и других средств в иностранной валюте, полученных на законном основании. В случае установления законодательными актами Украины новых видов налогов функционирующие предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от них на 5 лет. Относительная величина привлекаемых иностранных инвестиций должна составлять не менее 20% уставного капитала предприятия.

Закон Украины “О государственной программе поощрения инвестиций в Украине” (1994 г.) определяет: приоритетные сферы для иностранного инвестирования; требования к инвесторам, претендующим на получение дополнительных льгот; льготы, которые предоставляются инвестиционным проектам в приоритетных сферах. При этом к приоритетным сферам для иностранного инвестирования в Украине отнесены: агропромышленный, лесопромышленный, топливно-энергетический и металлургический комплексы; машиностроение; медицинская, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность; связь; транспортная и социальная инфраструктуры.

Предъявляемые к иностранным инвесторам требования состоят в следующем:

  • иностранные инвестиции должны способствовать созданию новых рабочих мест они должны быть направлены на внедрение современных или перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
  • привлекаемые иностранные ресурсы должны ориентироваться на более рациональное использование сырьевой базы Украины и способствовать снижению энергопотребления на единицу продукции;
  • продукция, изготовленная с привлечением иностранных инвестиций, должна быть конкурентоспособной на международных рынках.

Иностранным инвестиционным проектам в приоритетных сферах предоставляются определенные льготы. Основными из них являются: применение норм ускоренной амортизации; увеличение периода освобождения от налога на прибыль и добавленную стоимость; возвращение 50% экспортной пошлины на товары производственного назначения и 100% на детали, узлы и агрегаты, импортируемые по кооперации; предоставление кредита на льготных условиях; страхование инвестиционных рисков.

В Законе Украины “О режиме иностранного инвестирования” (1996 г.) четко определены разновидности иностранных инвестиций и формы их осуществления в Украине, описаны государственные гарантии защиты иностранных инвестиций (те же самые, что и в ранее принятых законодательных актах Украины). Кроме того, в законе оговорено, что иностранными инвесторами в Украине могут быть:

1) юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством других стран;

2) физические лица — иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в Украине;

3) иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации;

4) другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности.

В отдельном разделе изложены основы деятельности иностранных инвесторов в соответствии с концессионными договорами (контрактами), регламентирован порядок производственной кооперации, совместного производства и других видов общей инвестиционной деятельности.

Предприятиями с иностранными инвестициями считаются такие, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют не менее 10%. Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд отечественного предприятия (кроме товаров для реализации или личного потребления), освобождается от обложения пошлиной. Для всех иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

Целенаправленные и умело использованные иностранные инвестиции в большинстве случаев являются высокоэффективными как для самого иностранного инвестора, так и для предприятия страны — получателя инвестиций. При условии политической стабильности и экономически благоприятного инвестиционного климата иностранный инвестор всегда будет иметь прибыль от вложения собственного капитала в то или другое местное предприятие.

Эффективность иностранных инвестиций характеризуется прежде всего размером дивидендов или прибылью (доходом) на единицу) вложенных финансовых средств и сроком окупаемости последних. В Украине, например, упомянутые показатели реально имеют высокие значения и этим самым подтверждают эффективность иностранных инвестиций.

Важно отметить, что иностранные инвестиции, привлеченные отечественными предприятиями, должны активно способствовать освоению последними новых видов продукции, существенному увеличению ее производства, а иногда — даже и решению проблем неплатежей.



 

Created/Updated: 25.05.2018