special

Финансы и статистика - Ковалева А.М.

3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

3.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников, Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в липе его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит - это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита га-

рантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности - товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. В июле 1996 г. его величина составляла 1001,0 трлн руб, и к 2000 г. увеличилась почти в 4 раза.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Так, на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете на 1999 г, было предусмотрено 166,84 млрд руб., что составляло 29% от общего объема расходов1. В 2000 г, на эти цели выделено 220,0 млрд руб., что составляет 25,7% от общего объема расходов.

'Российская газета.-1999.-4 марта.-С. 13.

Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение законодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001 г.: по долговым обязательствам - в сумме 593,2 млрд руб., по целевым долговым обязательствам - в сумме 30 млрд руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000 г. в сумме до 9,0 млрд долл. США .

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

'Российская газета.-2000.-5 янв.-С. 18; 18янв.-С. 15.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поисками оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии - среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

В России начиная с 1993 г. федеральное правительство решение важных макроэкономических задач (прежде всего сокращение инфляционного финансирования бюджетного дефицита) видело, главным образом, в создании широкого рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Для повышения заинтересованности физических и юридических лиц государственные ценные бумаги выпускались под довольно высокие проценты, что в свою очередь привело к росту объема государственного долга. Кроме того, за счет своей серхдоходности государственные облигации выкачивали свободные финансовые ресурсы из экономики, вздувая ставки банковских кредитов.

Внешний долг Российской Федерации, включая долг бывшего СССР, составляет 150 млрд руб.1

По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: ИздательскО' консалтинговая компания «ДеКА», 1999. -С. 81.

  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В связи с этим внешний долг России по долговым инструментам можно разделить на следующие группы: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним; кредиты на многосторонней основе (МВФ, МБРР, ЕБРР, МИБ, МВЭС, Nordic Jnvest Bank); кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм; еврооблигации; облигации внутреннего государственного валютного займа (нерезиденты).

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов.

Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.

При сравнении отношения процентных платежей к экспорту границей опасности считается 15-20%, границей повышенной опасности - 25-30%.

В России отношение общей суммы внешнего долга к экспорту в 1995 г. составляло 137,5%, а к 2000 г. оно достигло 200%, т.е. границы опасности.

Наиболее всеобъемлющим является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. Самые низкие показатели - во Франции (около 1%), в США (9%), Германии (13,5%). До 1996 г. Россия находилась на одном уровне с такими странами, как Швеция и Бельгия (30-40%), но к 2000 г. ее внешний долг составил 85% от ВВП, т.е. по данному показателю Россия приближается к таким странам, как Эквадор (91,2%), Панама (97,8%)'.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что парализовало бы импорт, нанеся большой урон внутреннему рынку. Вместе с тем значительная часть отечественной промышленности и социальная сфера нуждаются в закупках по импорту оборудования и медикаментов, не производимых в России и других странах СНГ.

Создавшееся положение требует, во-первых, организации практической работы по возврату межгосударственных долгов, так как Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором. Поимеющимся оценкам, различные страны должны России 140 млрд долл.1

СаркисянцА.Г. Система международных долгов. - С. 87.

Во-вторых, необходимо в ближайшем будущем отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного Долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов.



 

Created/Updated: 25.05.2018