special

Финансы и статистика - Ковалева А.М.

2.2 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу Формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджетов;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджетов;
  • адресности и целевого назначения бюджетных средств.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  • федерального бюджета РФ;
  • бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местных бюджетов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из спроса на них и их предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область,городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, их функции существенно расширились. В условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия.

Федеральный бюджет РФ служит основным Финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание

органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов и др. (табл. 2.1).

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается на перечне расходов федерального бюджета, приведенном в табл. 2.1.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета с 1997 г. образуется бюджет развития. Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Средства бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах и формируются из связанных иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Мирового банка реконструкции и развития, а также из источников внутреннего заимствования. Общая сумма источников формирования бюджета развития на 2000 г. составляет 26884,8 млн руб.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете развития Российской Федерации» бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения высокоэффективных инвестиционных проектов.

Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Поэтому перечисленные в табл. 2.1 расходы федерального бюджета на 2000 г. конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям в приложениях к федеральному бюджету.

Таблица 2.1

Расходы федерального бюджета на 2000 г.1

(по разделам функциональной классификации)

Расходы федерального бюджета

Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. С этой целью Минфин РФ направил финансовым органам, казначействам, министерствам и ведомствам «Указания по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации», утвержденные письмом от 21.12.94 №03-10-01. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату различных субсидий и т.д.).

Расходы государства в сфере материального производства в новых условиях занимают меньшую, чем раньше, долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включает ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

В приложениях к федеральному бюджету на 2000 г. некоторые его разделы конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям, приводится перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2000 г. В приложении 5 представлена Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 г. В приложении 1 дается ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2000 г.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.). Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. №3877-1* в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения с сентября 1995 г. посгупали в обращение облигации государственного сберегательного займа. Срок обращения каждой серии займа составлял один год.

В составе доходов и расходов федерального бюджета 2000 г. в соответствии с законом о нем выделены следующие целевые бюджетные фонды:

  • Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
  • Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Федеральный экологический фонд РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
  • Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

С переходом на рыночные отношения меняется не только система бюджетного финансирования и расходная часть бюджета, но и его доходная часть (табл. 2.2).

При переходе к рыночным отношениям доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

'Утратил силу с 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Таблица 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета на 2000 г.

Налоговые доходы федерального бюджета на 2000 гВедущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает три четверти налоговых доходов федерального бюджета на 2000 г.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.

Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.

На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Налогового кодекса, который определяет концепцию налоговой политики государства.

Им предусматривается разделение полномочий в системе налогообложения федеральных, региональных и местных органов власти. Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой, в частности, определен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, введена в действие с 1 января 1999 г.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ. Кроме того, формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации.

На 2000 г. объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации утвержден в сумме 57350,9 млн руб.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

В составе расходов федерального бюджета на 2000 г. образованы Фонд регионального развития в сумме 2542,5 млн руб. и Фонд развития региональных финансов в сумме 1920,0 млн руб.

Средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов (2200,0 млн руб.) и на дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации (342,5 млн руб.).

Источником образования Фонда развития региональных финансов в 2000 г. является кредит Международного банка реконструкции и развития. Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2000 г.» средства Фонда развития региональных финансов направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, на содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ.

Решение проблемы бюджетного федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов РФ, регионального и местного уровней. Поэтому принципы формирования межбюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами следует распространить и на взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.

Созданию правовых Гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований способствует Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»*. Закон, в частности, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

  • нормативные отчисления от регулирующих доходов; в дотации и субвенции местным бюджетам;
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджетах субъектов Российской Федерации и распределяется по формуле, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.

К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.

Что касается дефицита федерального бюджета на 2000 г., то на его покрытие направляются источники внутреннего и внешнего фи-

1 Российская газета. - 1997. - 30 сент. - С. 7,

нансирования. Среди них - сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм1. На покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета используется кредит Центрального банка Российской Федерации.

В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления РФ. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, министерства финансов республик, финансовые управления и другие территориальные органы управления финансами, органы федерального казначейства.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации согласно Положению о нем2 являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

'Российская газета. - 2000, - 5 янв, - С. 14. Российская газета. -1998. -19 марта.

  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля,
  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе)

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ наряду с другими функциями организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект федерального бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания.

Консолидированный бюджет никем не утверждается, Контроль за бюджетами субъектов Федерации со стороны центральных органов ограничивается только общими параметрами их бюджетов.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, на который был составлен бюджет, Министерство финансов РФ составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина РФ, Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья.

В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета.

28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» Ml 082. Этим постановлением предусматривалось Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ; эти счета открывать в установленном порядке на счетах Центрального банка РФ, а при их отсутствии - в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживании этих счетов на конкурсной основе.

Размер и сроки финансирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Адресное распределение этих средств по получателям производится главным распорядителем бюджетных средств и представляется в органы Федерального казначейства.



 

Created/Updated: 25.05.2018