special

История мировой экономики - Поляк Г.Б.

32.2. Промышленное развитие России в 1909-1915 гг.

Факторы нового промышленного подъема

В 1909 г. начался новый промышленный подъем, продолжавшийся вплоть до Первой мировой воины. За этот период промышленное производство увеличилось почти в 1,5 раза. Подъем 1909— 1813 гг. стал важнейшим этапом в экономическом развитии царской России. Экономический подъем был характерен для всех отраслей производства.

Ускорению нового промышленного подъема способствовали следующие факторы: повышение покупательной способности населения (в ходе революции 1905—1907 гг. рабочие добились повышения заработной платы на 15%, которая в среднем составила 238 руб., крестьяне — отмены выкупных платежей, достигавших 80 млн. руб. в год); развитие внутреннего рынка (торговый оборот за этот период увеличился в 1,5 раза и составил 2,3 млрд. руб.); столыпинская аграрная реформа, высокие урожаи в сельском хозяйстве в 1909—1913 гг. (исключением был лишь 1911 г.); увеличение товарности сельскохозяйственной продукции, позволившее России резко повысить вывоз зерна на внешний рынок, где цены на хлеб возросли на 35%; рост городского населения, составившей 23,3 млн. чел., на 8,6 млн. (с 1900 по 1914 гг.). Общий рост населения, в частности городского, способствовал развитию отраслей промышленности, которые должны были удовлетворить потребности в металле и строительном материале, городского транспорта и благоустройства городов.
Динамика подъема

Темпы роста в ряде отраслей были заметно выше, чем в годы подъема 90-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост промышленной продукции составил 2,9%, а в следующем году — 17,6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра. Энерговооруженность предприятий здесь была выше среднего в 3,3 раза. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Прирост промышленной продукции в 1900—1913 гг. в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления: соответственно 85,6 и 40,8%.

Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством вооружения и боеприпасов. Значительны были успехи в металлообрабатывающей промышленности. Стоимость продукции металлообработки в 1913 г. составила 861 млн. руб.

О развитии металлургии свидетельствуют данные: выплавка чугуна возросла до 283 млн. пудов в 1913 г. (в 1908 г. 171 млн. пудов), производство железа и стали — до 247 млн. пудов (в 1908 г. — 148 млн. пудов). Недостаточно высокими были темпы развития каменноугольной промышленности — за годы подъема добыча увеличилась всего на 38% и составила в 1913 г. 2214 млн. пудов.

В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность. Стоимость продукции пищевой промышленности в 1913 г. определялась 1861 млн. руб., а текстильной — 1855 млн. руб. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.

В региональном размещении производительных сил больших изменений не произошло, сохранялась неравномерность в развитии промышленности. По-прежнему крупная промышленность была сосредоточена в шести районах: Центрально-Промышленном, Северо-Западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском, где производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих. Металлургическая промышленность Урала отставала в своем развитии от металлургии Юга, заводы которого выплавляли чугуна и стали в три раза больше, чем на Урале. Ведущее положение Донбасса укреплялось не только в металлургии, но и в каменноугольной промышленности.

Другие же регионы России — Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия — в промышленном отношении были развиты слабо или почти не затронуты промышленным развитием.

Наряду с крупными капиталистическими предприятиями (29,4 тыс. в фабрично-заводской и горной промышленности) действовало до 150 тыс. мелких предприятий с числом рабочих от 2 до 15 чел., в которых было занято около 800 тыс. рабочих, выпускающих продукцию на 700 млн. руб. Так, среди северозападных губерний (Псковской, Новгородской и др.) фабрично-заводская промышленность преобладала только в Петербургской губернии.

Возросли протяженность железных дорог и их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала. Казенное железнодорожное строительство в предвоенные годы сократилось и составило 25% всего строительства. Построенная железная дорога Оренбург — Ташкент обеспечила выход среднеазиатского хлопка к хлопчатобумажным предприятиям, активизировала торговлю Центральной России с Казахстаном и Средней Азией. В 1915 г. завершилось строительство Амурской железной дороги, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком. Из общей протяженности сети железных дорог 43,7 тыс. верст приходилось на долю казны, а доля частных дорог составила 21,6 тыс. верст.

Первый на Забайкальской железной дороге

Первый на Забайкальской железной дороге

Большую роль продолжал играть речной транспорт, который насчитывал около 31 тыс. судов, в том числе 5556 паровых. На Коломенском заводе в 1907 г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.

Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в Европе и пятое место в мире. В 1913 г. в России было произведено промышленной продукции в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21,4 раза меньше США.

Рост монополистических объединений

Социально-экономическая отсталость не помешала России вступить в стадию империализма, утверждения господства монополистического капитала одновременно с развитыми странами мира. Российский империализм определялся общими для всех империалистических стран чертами, закономерностями, противоречиями, но имел свои специфические особенности.

Важной чертой монополистического капитализма была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. Если крупные предприятия с числом рабочих более 500 чел. в 1900 г. составляли 3,6% общего числа, то в 1903 г. — 4,1%. На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. Высокая концентрация была характерна для новых промышленных районов. Так, если в угледобывающей отрасли Донбасса в 1890 г. с числом рабочих более 500 было 8 шахт с добычей 9,6 млн. пудов угля, то в 1903 г. крупных шахт насчитывалось уже 44, а добыча составила более 13 млн. пудов.

Высокой концентрации промышленного производства в России способствовали крупные государственные заказы на военную продукцию в машиностроении и металлургии, а также то, что предприятия, возникшие на рубеже XIX — XX вв., строились как крупные капиталистические предприятия. По уровню концентрации производства в начале XX в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел. было занято 54% общего числа рабочих, в США — лишь 33%.

В 1910 г. девять крупнейших металлургических заводов давали более половины всего производства чугуна в стране, а шесть крупнейших предприятий в нефтяной промышленности добывали 65% всего объема нефти.

Процесс монополизации, охвативший важнейшие отрасли хозяйства, усилился в годы кризиса и депрессии. Монополизация капитализма, концентрация производства были решающей предпосылкой перерастания промышленного капитализма в империализм. Монополии в России стали возникать в 80-х годах и прежде всего в новых отраслях промышленности. Первыми монополиями были «Союз рельсовых фабрикантов», Конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, синдикат бакинских керосино-заводчиков. Эти объединения были временными, по истечении срока договора они распадались.

В период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс массового оформления устойчивых монополий, которые становились основой экономической жизни страны. Преобладающей формой монополистических союзов стали синдикаты — объединения, осуществлявшие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту. В черной металлургии ведущее положение занял синдикат «Продамет» (Общество для продажи изделий металлургических заводов черной металлургии), который выпускал 80% всей продукции данной отрасли. Однако это не означало отсутствия противоречий внутри монополистического объединения и конкурентной борьбы с другими монополистическими объединениями и предприятиями.

Заводы товарищества братьев Нобелей в Черном городе

Заводы товарищества братьев Нобелей в Черном городе (близ Баку)

Предприятия трубопрокатного производства в 1902 г. объединились в синдикат «Трубопродажа». Проволочные и гвоздильные предприятия сформировали синдикат «Гвоздь». В цветной металлургии крупнейшей монополистической организацией было акционерное общество «Медь», завоевавшее монопольное право на продажу и покупку продукции меднопрокатных заводов. Высокий уровень монополизации был в машиностроении, где действовали объединения «Продпаровоз», «Продвагон» (контролировал около 100% производства вагонов). В нефтяной промышленности 80% общероссийской продажи керосина контролировал картель «Нобельмазут». «Общество для торговли минеральным топливом Донецкого бассейна» («Продуголь», возникшее в 1904 г.) объединило 75% добычи угля Донбасса, а затем установило контроль над объединениями, реализующими каменный уголь в Сибири, Польше, на Урале.

В военной сфере действовала группа монополистических объединений, занятых производством артиллерийских снарядов, башенных установок для военных кораблей. Создавались монополистические союзы и в легкой промышленности, объединившие петербургские и лодзинские хлопчатобумажные, полотняные, джутовые и другие предприятия.

В первое десятилетие XX в. процесс монополизации затронул фактически все отрасли промышленности, синдикаты господствовали на внутреннем рынке и искали пути выхода на внешний рынок. На 1 января 1909 г. в 45 отраслях промышленности насчитывалось 140 монополистических союзов.

В годы экономического подъема 1909—1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение монополистических объединений высшего типа — трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства. Для монополистических объединений высшего типа были характерны:

1) руководящая роль банка;

2) участие предприятий в решении вопросов о распределении пакетов акций;

3) учреждение дочерних предприятий;

4) сохранение формальной самостоятельности входивших в объединение предприятий.

Процесс образования трестов был наиболее активным в тяжелой промышленности. При организации монополистических объединений в этой отрасли принимали участие правительственные круги.

Усиление роли банков

Процесс образования монополистических союзов протекал в острой конкурентной борьбе за контроль над трестами как между иностранным и русским финансовым капиталом, так и между русскими банками. Борьба завершалась возникновением финансово-промышленных групп, среди которых огромным влиянием пользовались Русско-Азиатский и Петербургский международный коммерческие банки.

В состав Русско-Азиатского банка входил военно-промышленный концерн во главе с объединением «Общество Путилов-ских заводов», «Товарищество Невского судостроительного и механического завода», «Общество тульских чугуноплавильных заводов», нефтяные тресты А.И. Манташева, С.Г. Лионозова и товарищество «Нефть». Помимо этого под контролем Русско-Азиатского банка находились крупные транспортные, машиностроительные, горно-рудные и каменноугольные предприятия. Основные капиталы этих обществ составляли 85 млн. руб.

Установив контроль над рядом промышленных предприятий, Петербургский международный коммерческий банк создал две монополистические группы — «Наваль-Руссуд» и «Коломна-Сормово». «Наваль-Руссуд объединила судостроительные заводы: «Русское судостроительное общество» и «Общество николаевских судостроительных заводов», осуществлявшие военное судостроение для Черноморского флота, «Коломна-Сормово» сосредоточила монополии из судостроения в бассейне Волги.

Сращивание промышленности и банков и развитие высших типов монополистических объединений были характерны и для других отраслей промышленности.

Финансовая олигархия

Предвоенный промышленный подъем стал важным этапом складывания финансового капитала в стране. Происходят изменения в системе финансирования промышленности. Государство поощряет кредитование промышленности российскими банками. Сумма вкладов в кредитной системе составила к 1913 г. 4,7 млрд. руб., что позволяло удовлетворить потребности в кредите за счет внутреннего рынка. В то же время в стране набирают силу финансовые группировки, которые стремятся выйти из-под контроля государства, более того, использовать его в своих интересах.

С 1908 по 1913 гг. число банков в России возросло вдвое и составило 2393, а их ресурсы — 7 млрд. руб. Крупнейшими учреждениями кредитной системы были Государственный банк и акционерные коммерческие банки, которые к 1914 г. сосредоточили 70% всех вкладов и текущих счетов. Инвестирование Государственным банком промышленных предприятий не всегда было коммерческой операцией, приносящей прибыль. Часто он выделял ссуды предприятиям и акционерным коммерческим банкам, испытывающим трудности. В годы промышленного подъема 1909—1913 гг. Государственный банк расширил кредитование товарооборота, хлебной торговли. Подчинявшийся Министерству финансов Государственный банк являлся орудием политики государства и способствовал складыванию тенденций государственно-монополистического капитализма.

В пяти крупнейших петербургских банках была сосредоточена почти половина ресурсов и активных операций всех акционерных банков. К 1914 г. удельный вес 12 крупнейших банков в свободном балансе акционерных банков достиг 80%. Из посредников акционерные банки превращались в монополистов денежного рынка. Наиболее крупными монополистическими банковскими группами были Русско-Азиатский банк, Международный банк, Азовско-Донской банк.

В условиях экономического кризиса начала XX в. усилился процесс сращивания банковского капитала с промышленным. В состав правлений промышленных предприятий стали входить представители банков, которые подчиняли себе не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. Под влиянием банков оказались металлообрабатывающая, нефтяная, цементная и другие отрасли промышленности. Это влияние закреплялось личной унией. Так, директора и члены правлений восьми петербургских банков входили в правления более чем 200 промышленных предприятий, а крупные промышленники избирались в правление банков. Руководители крупнейших банков А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, В.А. Каменка и другие входили в правления многих промышленных предприятий. Результатом сращивания финансового и промышленного капиталов было образование финансовой олигархии.

Иностранный капитал в России

Возрастание роли банков в хозяйственной капитал в России жизни вызвало широкое наступление иностранного капитала европейских стран на финансовую систему России. К 1914 г. 45% акционерного капитала десяти крупнейших коммерческих банков страны составлял иностранный капитал. Это позволяло иностранным инвесторам расширять сферу своего влияния в экономике России, проникать во многие отрасли промышленности, в том числе и в военную. Происходило переплетение интересов русского и иностранного капитала, что привело к созданию ряда международных монополистических объединений («Русская генеральная нефтяная корпорация» и др.). Хотя приток иностранного капитала в русские банки и промышленность усилился, но его удельный вес в общей сумме основного капитала в стране уменьшился.

Основным направлением иностранных капиталовложений была тяжелая промышленность. Французские и бельгийские капиталы проникали в металлургическую и угольную промышленность Юга. В нефтяной промышленности видное место занимали английский трест «Ойл» и англо-голландский трест «Ройял дачт шелл». Германские капиталы направлялись в тяжелую промышленность Польши и Прибалтики и в возникшие в России дочерние предприятия химической и электротехнической промышленности. Основанные с участием иностранного капитала предприятия становились частью российской экономики.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';