special

Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.

6.1. Профориентация в США и Канаде

В США организационная структура системы профориентации характеризуется высокой степенью децентрализации. Государственные органы — Министерство труда, Министерство здравоохранения, Министерство образования и социальных служб — осуществляют в основном мероприятия законодательного и рекомендательного характера, регулируя финансовые вопросы в сфере профессиональной подготовки на федеральном уровне. Главную же роль в координации и руководстве профориентационной работой и трудоустройством молодежи играют службы занятости, имеющие отделы образования на уровне отдельных штатов. Большое значение в организации и проведении этой работы имеют разного рода советы, ассоциации представителей деловых кругов, членов коммунальных общин и т. п. [1].

Основную практическую работу по профориентации среди учащихся проводят штатные профессиональные консультанты, работающие на условиях полной или неполной занятости. Соотношение числа профконсультантов и учеников в школах примерно 1:430, по отдельным районам оно колеблется от 1:1000 до 1:200 (в частных школах пригородов больших городов). В большинстве школ профкон-сультанты имеют образование в области психологии и социологии или диплом учителя.

Профориентационная работа начинается с последних классов начальной школы посредством проведения бесед для ознакомления школьников с "внешним миром". Учащиеся выпускных классов средней школы заполняют вопросники для определения предпочтительности в выборе будущей профессии. Проводятся групповые или индивидуальные консультации, тестирования с целью определения склонностей и способностей.

В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются проф-рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя-предметники и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе (в основном на начальных этапах проведения мероприятий по профориентации), помогают профконсультантам составлять досье на выпускников.

В США составными элементами организационной структуры системы профориентации являются государственные и частные агентства занятости, которые оказывают услуги по профконсультирова-нию, тестированию и другим формам профориентационной работы лицам, обращающимся за помощью в трудоустройстве, а также представляют предпринимателям кандидатов на имеющиеся вакансии, проводя профотбор [1].

Для проведения профориентационной работы и трудоустройства молодежи многие агентства занятости имеют отделы по работе с молодежью или предусматривают в штатном расписании должность специалиста-профконсультанта.

Агентства по трудоустройству работают с помощью электронных банков, содержащих данные о вакантных рабочих местах в каждом штате, описание основных массовых профессий, а также ежедневный перечень вакантных рабочих мест. Эта информация печатается в бюллетенях агентства и поступает в распоряжение профконсультантов и лиц, нуждающихся в услугах агентства.

В качестве конкретного примера можно привести Информационную систему по профессиональной карьере шт. Орегон. Услугами одной из ее подсистем — "Доступ к профессиональной информации" — за относительно небольшую плату (2—3 дол.) может пользоваться любой школьник или студент штата, ищущий работу, для получения данных по интересующим его вопросам.

Заметное развитие в США получили центры профориентации при школах и колледжах. Для типового центра подобного рода характерно комплексное оснащение профдиагностической аппаратурой и оборудованием, предоставление широкого спектра профориентаци-онных услуг, начиная от профориентации и заканчивая профотбором. С целью повышения эффективности центров, особенно в области профессиональной информации, широко применяется электронно-вычислительная техника, с помощью которой централизуются отбор, распространение и использование профинформации и, что важно, контролируются ее достоверность и надежность по временным и другим параметрам. Осуществляется это путем оснащения центров терминальными устройствами, объединенными каналами связи с электронными банками данных. В крупных центрах используются автономные комплексы электронной обработки данных на основе мини-ЭВМ.

Обычно профконсультанты в колледжах совмещают профориен-тационную работу с функциями по трудоустройству, выполняемыми главным образом путем поддержания контактов с предпринимателями и местными общественными организациями.

В университетах США традиционно существуют собственные службы профессиональной карьеры, профсоветники и консультанты которых разрабатывают планы трудоустройства и проводят профориен-тационную работу; составляют картотеку студентов, где отмечаются индивидуальные профориентационные характеристики, и картотеку предпринимателей — потенциальных работодателей; определяют каналы контактов с ними по вопросам, связанным с наймом; подбирают из числа студентов кандидатуры, отвечающие требованиям конкретных рабочих мест [1].

В современном, все более разнообразном мире профессий, когда требования к работникам быстро изменяются, и многим из них неоднократно приходится решать проблему перехода в новую сферу деятельности, профориентация становится необходимым связующим звеном между человеком, системой профессионального образования и хозяйством. Когда человек попадает на "свое" рабочее место, выигрывает и он сам, наиболее полно реализуя свой личностный потенциал, и общество, получая от работника максимальную отдачу. Если же выбор сделан неверно, то для работника это означает напрасные затраты средств и времени на приобретение "неподходящей" специальности, сложности при трудоустройстве, а затем в процессе работы; общество же из-за множества таких ошибок несет потери от нерационального расходования средств на профессиональное обучение, от нехватки кадров одних специальностей и избытка других. Поэтому и становится насущно необходимой постоянно действующая широкомасштабная система помощи населению в выборе профессии, получении специальности и трудоустройстве.

Интересным опытом в создании такой системы обладает Канада. В последние годы здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, как было ранее, но и на взрослую аудиторию), налаживается ее тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы.

Стало очевидным, что в современных условиях средние учебные заведения не в состоянии только своими силами организовать профессиональную ориентацию на должном уровне — дать молодежи адекватное представление о всем разнообразии видов трудовой деятельности, о новых профессиях, о том, какие из них пользуются наибольшим спросом и как можно получить необходимую специальную подготовку.

Интенсивные структурные сдвиги в экономике, широкое внедрение микропроцессоров и робототехники, реализация управленческих нововведений — все это потребовало новых подходов к процессу подготовки кадров. В условиях, когда значительно сокращаются "сроки жизни" профессий, быстро устаревают полученные ранее знания и навыки, возникает необходимость в более массовой и приспособленной к нуждам самых различных категорий населения системе, которая могла бы помочь в выборе профессии, при перемене сферы деятельности, переобучении.

В связи с этим в Канаде создана новая, многоступенчатая система профессиональной ориентации, построенная на иных, чем прежде, принципах. Работа с учащимися начинается в раннем подростковом возрасте, но не замыкается в стенах школы и становится более разнообразной по форме. Центр тяжести перенесен в специально созданные для этой цели учреждения. Большое развитие получила консультативная помощь взрослым работникам — ей отведена одна из ключевых ролей в процессе их адаптации к изменяющимся условиям развития экономики [1].

Стержень реформ первичной профессиональной ориентации в школах — усиление ее взаимосвязи с реально существующими потребностями в рабочей силе. В крупных городах основное внимание уделено распространению компьютерной грамотности: в школах с младших классов введено обучение работе с персональными компьютерами, в старших — основам программирования.

В школах небольших городов и сельской местности структура профессиональных программ изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, состоящих из представителей местных властей, учебных заведений, предпринимателей, руководителей наиболее крупных местных компаний. Одна из основных задач комитетов — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров.

Важной для выбора будущей профессии и подготовки к самостоятельной трудовой жизни считается работа подростков по найму в течение летних каникул. Временная работа школьников с 13—14 лет (согласно исследованиям социологов, именно этот возраст наиболее благоприятен для формирования общих трудовых навыков) независимо от достатка семьи была довольно широко распространенной практикой и прежде. В последнее время к организации найма школьников активно подключились государственные органы по труду. Сведения о возможностях устройства на работу можно получить в информационных отделах центров содействия найму (ЦСН). В Канаде насчитывается свыше 400 постоянно действующих центров общенациональной государственной службы содействия найму, основная задача которых — сбор и распространение информации о вакансиях и свободной рабочей силе, консультирование работников по вопросам найма и профессионального обучения, а также консультирование предпринимателей по различным вопросам, связанным с использованием рабочей силы.

Но главную роль в трудоустройстве учащихся во время летних каникул играют временные (с апреля по сентябрь) специально создаваемые для этой цели центры, сотрудники которых — старшекурсники и недавние выпускники колледжей и университетов — проходят краткий курс подготовки с помощью консультантов из ЦСН. Они заключают контракты с различными государственными и частными организациями, договариваясь о сроках, объеме и оплате работ (иногда оплата частично или полностью осуществляется за счет государственных средств, выделяемых на специальные программы трудоустройства молодежи в летний период). Как правило, речь идет о благоустройстве улиц, парков, спортивных и детских площадок, посадках леса и т. п. Старшеклассники привлекаются также для присмотра за маленькими детьми, помощи персоналу в домах престарелых и больницах. При организации найма студентов по возможности учитываются уровень и профиль уже полученной ими профессиональной подготовки [1].

При всем разнообразии форм профориентации важнейшей для молодежи формой познания "мира профессий" становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (их название можно приблизительно перевести как "центры выбора"). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они, главным образом, по методу самообслуживания. Придя в "центр выбора", молодые люди (возраст в целом не ограничен) могут получить информацию в виде текста на экране дисплея и краткого фильма приблизительно о 4 тыс. профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда. Информации по последнему вопросу придается большое значение. Предоставляемая в виде текущих оценок и двухгодичных прогнозов, такая информация содействует тому, чтобы профессиональные интересы определялись с учетом насущных потребностей хозяйства.

Пройдя с помощью того же компьютера тесты на профессиональную пригодность, посетитель "центра выбора" может оценить степень соответствия своих личных качеств, способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности. Если же после этой информации возникает необходимость в советах консультанта, то обращаются уже в специальные отделы службы содействия найму.

В настоящее время в Канаде действует около 70 "центров выбора" (т. е. в среднем один приблизительно на 200 тыс. человек экономически активного населения или на 60 тыс. человек в возрасте от 15 до 24 лет). Часть из "центров выбора" постоянно расположена там же, где и ЦСН, другие временно перемещаются на территорию многолюдных в летние месяцы выставок и ярмарок [1].

Создание автоматизированных "центров выбора" потребовало немалых затрат, что связано не только с установкой видео- и компьютерной техники, но и с основательной научно-организационной подготовкой. В течение нескольких лет по заказу Федерального министерства занятости и иммиграции разрабатывался новый "словарь профессий" — новый не только по многим названиям, но, главное, по принципу классификации, которая прежде строилась по отраслевой и профессионально-квалификационной принадлежности, а сейчас в основу положено содержание трудовых функций и требования, предъявляемые к знаниям и навыкам работников. Указаны также родственные, смежные специальности и возможные варианты трудоустройства, что особенно важно в условиях все более широкого распространения "сквозных" профессий, т. е. применяемых в различных отраслях и производствах.

Параллельно был составлен так называемый перечень индивидуальных профессиональных интересов и склонностей, психологи внесли изменения и уточнения в набор тестов для оценки профессиональной пригодности.

Как показала практика, большие затраты на автоматизированные "центры выбора" оправдали себя. Самый широкий спектр представляемых профессий, оптимальная по объему и содержанию, доходчиво изложенная информация, по-своему занимательные формы ее подачи, высокая пропускная способность "центров выбора", работающих по методу самообслуживания, — все это подняло профессиональную ориентацию на качественно новый уровень. Результаты нововведений несравнимы с теми, что достигались прежде путем прикрепления к школам инструкторов, лучшие из которых могли привлечь внимание школьников лишь к небольшому числу профессий, а худшие — превратить занятия по профориентации в пустую формальность.

Значительно расширились масштабы мероприятий по профессиональной ориентации различных групп взрослого населения. Это стало необходимым как по экономическим причинам, так и ввиду изменений в демографической ситуации. Динамичные сдвиги в отраслевой и технологической структуре экономики, происходящие при замедленных темпах ее роста, привели к углублению диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. С одной стороны, значительно увеличилась безработица, с другой — возросло число незаполненных вакансий.

По содержанию профессиональная ориентация взрослых заметно отличается от мероприятий, рассчитанных главным образом на учащуюся молодежь: в ней гораздо выше удельный вес психологической подготовки. Как показала практика, большинству тех, кому приходится резко менять сферу деятельности или возвращаться к работе после долгого перерыва, необходима помощь в наиболее точном определении своих способностей, интересов, проблем. Результаты переобучения взрослых работников находятся в сильнейшей зависимости от настроя на освобождение от инерции привычного и на восприятие новых знаний и навыков. С решением этих задач связано развитие службы консультирования по вопросам выбора профессии, переобучения и трудоустройства [1].

Важным условием расширения консультативных функций службы содействия найму стало внедрение автоматизированных систем для сбора, анализа и распространения информации о свободной рабочей силе и вакансиях. Это дало возможность, с одной стороны, достичь максимальной экономии "живого труда" во всех тех случаях, когда клиенты ЦСН могут получить и усвоить необходимую им информацию самостоятельно. С другой стороны, высвободилось дополнительное число сотрудников для проведения консультаций .

Основное "орудие труда" консультантов — тесты-опросы, разработкой которых занимается специальная научно-исследовательская группа при Федеральном министерстве занятости и иммиграции. Тесты, составленные с учетом возрастных, образовательных и прочих характеристик различных категорий клиентов, позволяют более быстро и точно диагностировать их проблемы, наметить возможные варианты решения.

Для многих клиентов консультирование заканчивается кратким инструктажем относительно того, где и как им стоит искать работу. Остальные, нуждаясь в более интенсивной помощи, получают направление на участие в государственных программах, предназначенных для групп населения, которые испытывают особые сложности при устройстве на работу. Это молодые люди, не прошедшие полный курс обучения в школе, женщины, возвращающиеся к работе после длительного перерыва, представители национальных и этнических меньшинств (зачастую недавние иммигранты), инвалиды, бывшие заключенные. Несколько лет назад во всех провинциях были созданы комиссии по трудоустройству этих групп. В зависимости от конкретной группы предусмотрен тот или иной курс профессионального обучения и инструктажа по "технике трудоустройства", поскольку дело касается тех, кому особенно нелегко вести конкурентную борьбу за рабочие места. Частным компаниям, организующим производственную практику, государство выплачивает специальные субсидии. Наиболее способных практикантов затем нередко нанимают на весьма выгодных для работодателя условиях: получив постоянное место, такие люди стремятся его сохранить, трудятся с большой отдачей, не претендуя на высокую заработную плату [1].



 

Created/Updated: 25.05.2018