special

История мировой экономики - Поляк Г.Б.

Румыния

В марте 1945 г. в Румынии было образовано демократическое правительство, а 30 декабря 1947 г. была провозглашена народная республика. Первые преобразования новой власти были во многом схожи с другими странами. 22 марта 1945 г. правительство обнародовало закон о земельной реформе. Помещичья земля конфисковывалась и подлежала разделу между крестьянами на правах частной собственности. Часть земли передавалась государственным предприятиям. В результате реформы 1945 г. свыше 1 млн. га помещичьей земли было передано 400 тыс. безземельных и 500 тыс. малоземельных крестьян. Таким образом ликвидировались натуральная рента, ипотечная и иная задолженность. В 1947 г. была произведена конфискация фондов румынского Национального банка и проведена денежная реформа. Правительство сосредоточилось на решении следующих проблем:

1) восстановление разрушенного в годы войны производственного аппарата промышленности, транспорта, связи, а также перевод предприятий с военного на мирное производство, загрузка имеющихся в стране производственных мощностей и возможное увеличение на этой основе выпуска промышленной продукции;

2) помощь крестьянству в обработке земли, в преодолении последствий двукратной засухи, доведение посевных площадей, урожаев и численности скота по возможности до уровня довоенного периода;

3) увеличение вывоза промышленных товаров, которые могли бы возместить потери, вызванные временным сокращением экспорта хлеба и нефти;

4) сбалансирование государственных расходов и доходов по бюджету на основе новой прогрессивной системы налогообложения;.

5) ликвидация острейшего процесса инфляции, стабилизация национальной валюты и цен. Одновременно с восстановлением экономики проводились и меры антикапиталистического характера — был взят под контроль государства ряд отраслей экономики, национализирована часть предприятий и т. п.

Весной 1947 г. СССР предоставил Румынии ссуду хлебом в количестве 60 тыс. т, а до этого освободил ее от продовольственных поставок, предусмотренных условиями перемирия.

11 июня 1948 г. в Румынии был принят закон о национализации. К государству перешло 1609 промышленных предприятий. Необходимо учесть, что раньше в ведении государства находился ряд металлургических, металлообрабатывающих, химических заводов и других предприятий. Поэтому после И июня 1948 г. в распоряжении народа оказались не только все крупные предприятия (с числом рабочих 51 и выше), но и значительное число средних предприятий с числом рабочих от 21 до 50. В некоторых отраслях национализация охватила все без исключения предприятия (цветная металлургия, производство целлюлозы, бумаги, хлопчатобумажной и шелковой пряжи, цемента. Кроме того, было национализировано десять частных железных дорог, четыре пароходных общества. После национализации государственный сектор в промышленности стал преобладающим. Это позволило провести в 1949 г. налоговую реформу, снизившую налоговое обложение трудящихся. В мае 1948 г. были созданы государственные торговые общества для заготовок сельскохозяйственных и промышленных товаров для оптовой и розничной торговли, а к концу 1950 г. вся оптовая торговля перешла к государству.

Чехословакия

В 1949 г. в стране был принят первый народнохозяйственный план, который сыграл важную роль в ускорении восстановления экономики. Уже к концу первого квартала 1950 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойден на 60%. Первый пятилетний план (1951—1955) определял в качестве одной из основных задач развитие тяжелой промышленности (индустриализацию). Разгром фашистской Германии привел к победе национально- демократической революции в Чехословакии. 29 августа 1944 г. началось восстание против гитлеровских оккупантов в Словакии, переросшее в мае 1945 г. в общенародное. В апреле 1945 г. было образовано правительство Национального фронта, которое начало проводить национализацию крупной промышленности, акционерных банков и страховых обществ. В собственность государства перешли вся энергетическая, горная, металлургическая и военная промышленность, а также предприятия электротехнической и металлообрабатывающей промышленности с числом рабочих и служащих свыше 500, предприятия текстильной и кожевенной промышленности с числом рабочих свыше 400, деревообрабатывающей промышленности с числом рабочих свыше 300, строительных материалов с числом рабочих свыше 150. К началу 1948 г. в государственный сектор перешло 2/3 всей промышленности, все банки и страховые общества.

Аграрная реформа проводилась в три этапа. На первом этапе декретом от 21 июня 1945 г. были конфискованы земли немецких и венгерских помещиков, а также чешских и словацких землевладельцев, сотрудничавших с оккупантами с передачей их крестьянам из расчета 8—12 га на каждую семью. Второй этап начался в июне 1947 г., когда Национальное собрание приняло закон, по которому у чехословацких помещиков было отчуждено несколько сот тысяч гектаров земли для дополнительного распределения.

Для быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства был разработан двухлетний государственный план на 1947—1948 гг., рассчитанный на восстановление наиболее крупных заводов и фабрик, которые были разрушены англо-американской авиацией за 14 дней до окончания войны. В результате выполнения двухлетнего плана промышленное производство страны в 1948 г. превысило уровень 1937 г. на 10%. 9 мая 1948 г. была принята новая конституция, которая определила целью развития страны социализм.

К 1950 г. была завершена национализация промышленности (предприятия, на которых работало более 50 человек), оптовой торговли и установлена государственная монополия внешней торговли. Начался третий этап аграрной реформы. Согласно принятому в марте 1948 г. закону, все владения, превышавшие 50 га, подлежали изъятию и передавались беднякам и середнякам. Всего в ходе аграрной реформы было отчуждено свыше 4,4 млн. га земли, на части их были организованы государственные хозяйства. Одновременно разворачивался процесс кооперирования крестьянства (в феврале 1949 г. принят закон о единых сельскохозяйственных кооперативах).

Поскольку буржуазная Чехословакия являлась промышленно развитой страной (удельный вес промышленности в общем объеме национального дохода составлял 53%, а по валовому производству важнейших видов промышленной продукции и по их производству на душу населения входила в десятку наиболее развитых капиталистических государств), задача индустриализации не ставилась — необходимо было видоизменить отраслевую структуру и размещение производительных сил в пользу Словакии. Основными задачами первого перспективного плана 1949—1953 были реконструкция и дальнейшее развитие промышленности, изменение ее структуры путем преимущественного развития тяжелой промышленности, в особенности машиностроения, расширение сырьевой и энергетической базы промышленности.

Югославия

Оккупация Югославии фашистскими захватчиками нанесла значительный урон экономике страны (46,9 млрд. долл., в ценах 1938 г.).

К 15 мая 1945 г. освобождение Югославии завершилось. 29 ноября 1945 г. Учредительная скупщина упразднила монархию и приняла декларацию о провозглашении Югославии федеративной народной республикой. 31 января 1946 г. была утверждена конституция, согласно которой Югославия была провозглашена государством рабочего класса и трудового крестьянства. Поскольку еще в ходе народно-освободительного движения в Югославии был издан закон о конфискации промышленных предприятий, принадлежащих немецкой и итальянской буржуазии, то уже в середине 1945 г. 75,5% всех предприятий находилось в руках государства. В октябре 1946 г. был принят закон о национализации крупных банков, а в декабре — закон о национализации крупных и средних промышленных предприятий. К 1947 г. национализация была практически завершена.

Неотъемлемой частью преобразований стала аграрная реформа. Площади земельных наделов ограничивались (25—35 га обрабатываемой земли). Вся земля сверх этого максимума изымалась; в результате было конфисковано свыше 1566 тыс. га земли. Основным источником формирования земельного фонда (около 90%) стала конфискация земель, принадлежащих крупным помещикам, немцам, церквям и банкам. Земля передавалась в частную собственность. Государство сохранило за собой земли промышленного и коммунального значения, недра земли, леса и воды, а также земли, предназначенные для государственных сельскохозяйственных имений (госхозов), составившие 18,1% всего земельного фонда. Началась повсеместная организация трудовых крестьянских кооперативов. Восстановление народного хозяйства страны проходило достаточно быстро и в 1947 г. промышленное производство на 21% превысило уровень 1939 г.. В 1948 г. валовая продукция сельского хозяйства превысила уровень 1939 г. на 7%, а посевные площади увеличились на 2%.

Важную роль в восстановлении народного хозяйства Югославии сыграло ее экономическое сотрудничество с СССР (по договору 1945 г.) и странами народной демократии. Однако в 1948 г. эти отношения были нарушены. В 1949 г. СССР разорвал Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном восстановлении. Отношения между двумя странами были восстановлены лишь в 1955—1956 гг.

В 1946 г. была создана система государственных плановых органов, которые разработали первый перспективный план развития народного хозяйства Югославии на 1947—1951 гг. На основе индустриализации планом намечалось увеличить промышленное производство в пять раз, а сельскохозяйственное — в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем.

Китай

1 октября 1949 г. Китай был провозглашен народной республикой. Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. В 1949 г. правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии; началась подготовка к индустриализации. В 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный, сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны, официально была провозглашена генеральная линия на строительство социализма.

Создание СЭВ

1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи, (СЭВ) как отмечалось в Уставе этой организации, для содействия организации планомерного экономического и культурного сотрудничества. В СЭВ вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия, Албания (с конца 1961 г. не участвовала в работе СЭВ). В последующем организация была расширена за счет ГДР (1950), Вьетнама (1978), Монголии (1962) и Кубы (1972).

СЭВ был призван облегчить переориентацию внешней торговли стран Восточной Европы, главным партнером которых до 1939 г. была Германия, и служил каналом экономической помощи менее развитым в экономическом отношении социалистическим странам со стороны Советского Союза — в противовес плану Маршалла.

Создание СЭВ мотивировалось и политическими соображениями — он должен был цементировать взаимозависимость стран Восточной Европы и СССР.



 

Created/Updated: 25.05.2018

';