- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Менеджмент Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В. |
Теория и практика управления персоналом - Щёкин Г. В.
1.3. Предпринимательский менеджмент
В экономической истории известны три метода распределения материальных ресурсов общества: традиционный, командный и рыночный. Традиционный метод распределения основан на установившихся социальных традициях передачи собственности по наследству при неизменной технологии производства, невосприимчивости системы к прогрессивным изменениям, преобладании экстенсивных способов ведения хозяйства. Командный метод заключается в выполнении воли руководителя (менеджера) или управляющего органа (центра). Эффективность этого метода определяется тем, в какой мере руководитель использует объективные экономические законы. Пренебрежение ими приводит к экономическому кризису. Рыночный метод основан на использовании рыночных отношений. Двигателем рынка является закон стоимости, регулятором — конкуренция, а стимулятором — закон спроса и предложения. В рамках рыночных отношений все ресурсы распределяются по присущим рынку экономическим законам, и для управления ими нет необходимости содержать большой административный аппарат. Все три метода используются в любом обществе, но в различной степени. Конкуренция вносит в деятельность менеджеров элементы предприимчивости и риска, что обеспечивает достижение относительного баланса между производителем товаров и их потребителем [1].
В начале 80-х годов XX ст. возросло значение "человеческих" и инновационных аспектов в деятельности фирм и корпораций, в результате чего повысились требования к руководителям всех рангов [6]. Целенаправленное объединение ранее самостоятельных функций, ликвидация избыточных звеньев в управлении, переход от иерархической структуры к сетевой и связанная с этим децентрализация, а также передача ряда управленческих функций производственным коллективам способствовали сокращению численности и повышению "качества" руководящих работников.
Основным выводом различных современных исследований проблем управления является указание на повышение внимания к кадрам и методам управления их совместной деятельностью в условиях высокоавтоматизированных технологий. Стратегическими направлениями в этой области становятся гуманизация труда, всемерное развитие инициативы сотрудников и максимальное использование технических возможностей. При этом исходят из ряда основополагающих концепций:
• социальные инновации важны так же, как и технологические;
• капитал нужно инвестировать не только в передовую технологию, но и в подбор и обучение кадров;
• координация активности сотрудников должна обеспечиваться через средства коммуникации и взаимопонимание;
• проблемы должны решаться совместными усилиями коллектива, а преобладать должен кооперативный стиль работы [6].
В связи с разработанными стратегическими концепциями управления предъявляются и новые требования к современным менеджерам, среди которых основными являются целенаправленность, масштабность мышления, коммуникативность, способность анализировать и решать комплексные проблемы, синтезировать решения в условиях неопределенности и ограниченности информации, умение эффективно работать с людьми и др. К наиболее важным характеристикам деятельности современного менеджера относятся такие:
• получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных;
• умение мыслить и действовать стратегически;
• умение вести переговоры с вышестоящими руководителями и подчиненными коллективами;
• обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей [6]. Многие теоретики и практики бизнеса предсказывают резкое нарастание трудностей и снижение результативности в системе подготовки менеджеров, поскольку в течение последних десятилетий набор учебных курсов и содержание программ обучения изменялись незначительно. В рамках "профессионального менеджмента" сложилась ориентация на такие курсы, в которых возможна строгая количественная оценка результатов: бухгалтерский учет, анализ финансовой деятельности, теория принятия решений, математическое моделирование, применение информационных систем и т. п. Высокая квалификация в названных дисциплинах является необходимой для успешной работы специалистов со степенью магистра в области управления, но далеко не достаточной. Программы подготовки по философии, социологии, психологии управления позволяют усвоить умения и навыки формирования стратегических целей фирмы и сплоченных коллективов единомышленников. Обострение конкурентной борьбы будет требовать от менеджеров не столько количественной оценки заданных альтернатив, сколько постоянной нацеленности на поиск новых, нестандартных путей решения беспрецедентных задач. Все эти качества можно охарактеризовать одним понятием — предпринимательство [6].
В настоящее время бизнесменам и менеджерам приходится работать во все более сложных условиях: рынок постоянно изменяется, сигнализируя о падении спроса на тот или иной товар. Поэтому менеджмент и предпринимательство становятся искусством, когда успех стратегического управления определяется талантом интуиции и предвидения. Современный менеджмент состоит из формирования "философии" деятельности фирмы, выяснения ее целей и создания эффективного аппарата управления. А менеджмент в действии — это успех и талант бизнеса, в определяющей мере зависящий от личности руководителя. Управлять в современных условиях — значит вести предприятие к достижению поставленных целей, используя как минимум три его составляющие: ресурсы, организационные процессы и, главное, персонал [7].
Литература
1. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Современный менеджмент: теория и практика: Обзорная информация / Сост. В. И. Яровой; Под ред. Г. В. Щёкина. — К.: МЗУУП, 1994.
2. Грачев М. В., Соболевская А. Л., Кузин Д. В., Стерлин А. В. Капиталистическое управление: Уроки 80-х. — М.: Экономика, 1991.
3. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
4. Гурней Б. Введение в науку управления: Пер. с франц. — М.: Прогресс, 1969.
5. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
6. Щёкин Г.В. Как работают с людьми за рубежом: Метод. рекомендации по использованию зарубежного опыта. — К.: ВЗУУП, 1992.
7. Щёкин Г.В. Управление бизнесом: Экспресс-курс для деловых людей. — К.: МЗУУП, 1994.
Created/Updated: 25.05.2018