special

Менеджмент - Виханский О.С.

Краткие выводы

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер — последователи», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют харатеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Основные термины и понятия

Авторитарный и автократический стиль/лидерство

Атрибутивные регуляторы

Атрибутивное лидерство

Благоприятность/контролируемость ситуации

Внутренние причины в атрибуции

Внимание/ориентация лидера на отношения; на работу

Делегирующий стиль

Демократический стиль

Директивный стиль/лидерство

Заменители лидерства

Зрелость последователей

Источники лидерской власти

Лидер-преобразователь

Лидерский стиль/характер

Лидерство

Лидерство для изменений

Личностные качества лидера

Наименее предпочитаемый работник (НПР)

Неформальное лидерство

Ориентированный на достижения стиль/лидерство

Отношения «лидер —последователи»

Отношения «мастер — раб»

Отношения «начальник — подчиненный»

Пассивный стиль Поддерживающий стиль/лидерство

Саморазвитие

Системы управления 1, 2, 3 и 4

Ситуационное лидерство

Стереотипное лидерство

Стиль принятия решения

Структура отношений

Традиционное лидерство

Убеждающий стиль

Указывающий стиль

Управление людьми (стиль)

Управление работой (стиль)

Управление участием (сгиль)

Управленческая сетка

Участвующий стиль/лидерство

Формальное лидерство

Характеристики последователей

Харизматический лидер

Чувствительность к среде

Этика в лидерстве

Эффективное лидерство

Эффективность лидерского решения

Список литературы

1. Bennis W. The 4 Competencies of Leadership // Training and Development Journal. 1984. August.

2. Blake R.R., Mouton J.S. The Managerial Grid. Guilf Publishing Company, 1978.

3. Covey S.R. The 7 Habits of Highly Effective People. A Fireside Book, 1990.

4. Fielder F.E. A Theory of Leadership. McGraw-Hill, 1967.

5. Fleishman E.A., Harris E.F., Burff H.E. Leadership and Supervision in Industry. The Ohio State University, 1955.

6. Hellgiegel D., Slocum J. WJr., Woodman R.W. Organizational Behavior. 7th ed. West Publishing Company, 1995.

7. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources. 6th ed. Prentice Hall, Inc., 1993.

8. House R.J., Mitchell T.R. Path — Goal Theory of Leadership // Journal of Contemporary Business. 1974. № 3.

9. Kerr S., JermierJ. Substitutes for Leadership: Their Meaning and Measurement // Organizational Behavior and Human Performance. Vol. 22. 1978.

10. KreitnerR., KinickiA. Organizational Behavior. Homewood, 1989. Leadership: The Cutting Edge. Southern Illinois University Press, 1977.

11. Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Agressive Behavior in Experimentally — Created Social Climates // Journal of Social Psychology. Vol. 10. 1939.

12. Likert R. The Human Organization. McGraw — Hill, 1967.

13. MannR.D. A Review of the Relationships between Personality and Performance in Small Groups // Psychological Bulletin. 1959. July.

14. Peters Т., Austin N. A Passion for Exellence. Randon House, 1985.

15. SchormerhornJr.J.R., Hunt J.G., OsbornR.N. Managing Organizational Behavior. 5th ed. John Wiley & Sons, Inc., 1994.

16. Stinson J.E., Jonson T. W. The Path — Goal Theory of Leadership: A Partial Test and Suggested Refinement // Academy of Management Journal, 18. 1974. June. № 2.

17. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. Free Press, 1974.

18. TannenbaumR., Schmidt W.H. How to Choose a Leadership // Harvard Business Review. 1973. May — June.

19. Vroom V.H., JagoA.C. The New Leadership. Prentice Hall, 1988.



 

Created/Updated: 25.05.2018