special

История мировой экономики - Поляк Г.Б.

24.3. Экономика Японии при переходе к империализму

Промышленный переворот. «Казенный капитализм»

В исключительно короткий срок Япония совершает промышленный переворот. Не имея собственных изобретений, она заимствует их у более развитых стран. Недостаток частных капиталов восполняется активной ролью в индустриализации государства, которое создает здесь фабричную промышленность, особенно предприятия тяжелой индустрии. Японское государство поддерживает частных предпринимателей, предоставляя им субсидии, освобождая от налогов, продавая построенные заводы в рассрочку тем примышленным фирмам, которые выполняли государственные заказы. Особыми привилегиями пользовалась у правительства фирма Мицуи, зародившаяся в XVI в. и ставшая в конце XIX в. ведущей.

Государство брало на себя строительство в наиболее сложных и новых для Японии отраслях — судостроительной, стекольной, суконной, шелкомотальной. Японское государство содержало 10 горных рудников. Созданный в 1870 г. департамент промышленности управлял новыми предприятиями. Для закупки промышленного оборудования для своих предприятий и необходимых товаров государство скупало и продавало на мировом рынке рис, чай, шелк. Участвовало оно и в организации банков. В 1872 г. государством были построены первые телеграфная и железнодорожная линии, т. е. положено начало созданию инфраструктуры. Государство организовало геологическое изучение страны — были открыты месторождения угля, железной руды, золота.

Нехватка капиталов обусловила привлечение иностранного капитала, с участием которого строились крупные предприятия фабричного типа. В Японии с помощью иностранных займов началось железнодорожное строительство. Английский капитал получил концессию на добычу угля. Приглашало японское правительство и иностранных специалистов.

Особенностью экономического развития Японии было совмещение в одних и тех же хронологических рамках мануфактурной, промышленной и монополистической стадий развития капитализма. Здесь в 1880 г. образовалась первая монополия. Следующей монополией стала японская пароходная компания — судостроительное и транспортное объединение, возникшее в 1882 г.

Так как капиталов не хватало, то предприятия, строящиеся частными предпринимателями (помещиками, мелкой и средней буржуазией), были небольшими, основанными на ручном труде и переработке сельскохозяйственного сырья, а также на производстве текстиля. В ходе промышленного переворота в 1878— 1885 гг. в Японии было построено 800 мануфактур.

Экономическая политики 80-х гг.

С начала 80-х гг. японское правительство меняет экономическую политику, отказываясь от «казенного капитализма». Упраздняется промышленный департамент. В 1881 г. принимается указ о передаче заводов частным лицам. Причем, предприятия, созданные за счет государственного бюджета, доходы которого формировались налогоплательщиками, продавались по ценам, в два—четыре раза меньшим их стоимости, или отдавались в счет погашения правительственных долгов. В разграблении государственной собственности принимали участие кредиторы правительства — семейства Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда.

С этого года активизировалось частное предпринимательство, что обусловило перемещение крупного капитала из сферы обращения в сферу производства. Япония провела денежную реформу и ввела золотой стандарт.

Изменение экономической политики способствовало оживлению промышленного производства. Происходила концентрация производства, создавались акционерные общества. Оживление прежде всего затронуло текстильную отрасль, в 1897 г. уже имевшую один миллион веретен. Созданный первый картель «Босэи рэнгокай» объединил крупнейшие текстильные фабрики страны, хотя сохранялось ручное производство.

Быстро развивались отрасли, имеющие отечественную сырьевую базу. Так, добыча угля выросла за 1880—1913 гг. более чем в 20 раз, меди — более чем в 13 раз. Развивалась и черная металлургия, хотя Япония не имела своего сырья и по производству металла уступала европейским странам. Однако промышленники Японии форсировали развитие производства стали, так как это было необходимо для изготовления оружия для армии, судов для флота. За 1900—1913 гг. тоннаж судов, построенных на японских верфях, возрос в 13 раз.

Второе направление индустриализации — железнодорожное строительство: за 1882 — 1890 гг. длина стальных магистралей выросла в десять раз, в стране сформировалась единая сеть сообщений.

Формировался рабочий класс, хотя для Японии были характерны значительная текучесть рабочей силы из-за очень низкой заработной платы и распространения ученичества. Труд поступившего на мануфактуру ребенка 5—7 лет не оплачивался совсем. Интенсивно эксплуатировался женский труд. В отраслях тяжелой промышленности, например, горнодобывающей, использовался мужской труд, причем, отходников. В легкой промышленности был распространен надомный труд.

Индустриализации способствовал менталитет японской нации: вековые навыки общинного коллективного труда, образцовая аккуратность, ответственность и организованность. Эти качества помогали крестьянам, переходящим на работу в промышленность, быстро осваивать различные профессии.

Несмотря на развитие промышленности, к началу XX в. в общем промышленном производстве Японии преобладали легкая и пищевая отрасли, доля которых достигала 90% общего объема производства. В то же время низкая заработная плата и нищета деревни обусловливали узость внутреннего рынка.

В 1890 г. в Японии произошел экономический кризис. В это время цены на импортируемый хлопок выросли, а на пряжу упали, сократилось производство хлопчатобумажных тканей. Вдвое сократился экспорт шелка-сырца, составлявшего основу японского экспорта при росте цен на рис из-за неурожая.

Выход из кризиса Япония видела в развитии внешнего рынка, прежде всего рынков Кореи и Китая, в которых низкое качество отечественных изделий компенсировалось дешевизной.

Милитаризация экономики

В начале 90-х гг. XIX в. Япония встала на милитаристский путь. Уровень военных расходов в Японии был самым высоким в мире — 36% бюджета. Спор между Японией и Китаем за утверждение контроля над Корейским полуостровом привел к японо-китайской войне в 1894 г. Япония, напав на Китай, одержала ряд побед. Таким образом тяжелая промышленность получила стимул к развитию. По договору с Китаем Япония приобрела права на экспансию Кореи, значительную контрибуцию, право для японских граждан открывать в Китае промышленные предприятия.

Подъем промышленности характеризовался военной направленностью. В 1895 г. была принята программа развития народного хозяйства, рассчитанная на десять лет. Она ставила задачу реорганизовать и укрепить военные (вооруженные) силы, для чего предусматривалось создание новых отраслей промышленности (тяжелой и военной). Намечалось построить первый в Япония металлургический завод (казенный), расширить сеть железных дорог, телефонную и телеграфную связь. На эти цели инвестировалось 90% контрибуции. Уже в 1903 г. энерговооруженность труда рабочих в военных отраслях возросла в 40 раз. Высокими темпами развивалось военное и торговое судостроение.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте экономические преобразования в Японии в XVIII в.

2. Расскажите об «открытии Японии» и его результатах.

3. В чем заключались основные социально-экономические преобразования революции Мэйдзи?

4. Охарактеризуйте промышленный переворот в Японии. Как изменилась ее экономическая политика?



 

Created/Updated: 25.05.2018