- Цветы и растения
- Аквариум и рыбы
- Для работы
- Для сайта
- Для обучения
- Почтовые индексы Украины
- Всяко-разно
- Электронные библиотеки
- Реестры Украины
- Старинные книги о пивоварении
- Словарь старославянских слов
- Все романы Пелевина
- 50 книг для детей
- Стругацкие, сочинения в 33 томах
- Записи Леонардо да Винчи
- Биология поведения человека
Главная Экономика Книги История мировой экономики - Поляк Г.Б. |
История мировой экономики - Поляк Г.Б.
Ремесла и промышленность
Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины — каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом — глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.
Уже в первых китайских государствах правители придавали большое значение развитию ремесел. Для этого создавались государственные мастерские, где применялся наемный и рабский труд. Мастерскими ведали особые чиновники. Талантливые мастера и изобретатели высоко ценились и поощрялись. Все это способствовало изобретательству, развитию техники. Именно Древний Китай дал миру ряд научных открытий и технических изобретений, оказавших большое влияние на развитие науки, техники и экономики.
Больших успехов добились китайские ремесленники в области металлургии. Высокохудожественные и качественные изделия из бронзы древних китайских мастеров и сегодня восхищают мир.
Изобретение в Китае технологии получения шелковых нитей дало толчок к резкому повышению уровня ткачества. Тонкая шелковая нить требовала изменения технологии ткацкого дела. Китайские мастера изобрели ткацкий станок, работающий на основе водяного колеса. Этот станок мог одновременно ткать 32 нитки. К X в. до н. э. китайский шелк стал поступать в страны Запада и в Египет. Китай был мировым шелковым монополистом, так как в тайне держал технологию производства шелковых нитей и ткачества. Лишь в Средние века удалось контрабандным путем вывезти гусениц тутового шелкопряда в Византию. Китайцы также были первыми в изготовлении ткани из асбеста, не горящей в огне. Эта ткань использовалась для изготовления фитилей для ламп.
Женщины, собирающие листья тутовника для питания шелковичных гусениц
Для ремесел необходимо было сырье, что требовало развития горнорудного дела. Добывали не только руды металлов, но и уголь. Уже во времена государства Хань в Китае были угольные шахты глубиной до 50 м, имеющие боковые штреки. Уголь использовался в мастерских, кузницах.
Другим энергоносителем был природный газ. Впервые китайцы стали применять природный газ в производстве соли. В целях безопасности газ смешивался с воздухом и использовался как топливо для выпаривания соляного рассола. Уже в 500 г. до н. э. китайцы стали вести буровые работы в поисках подземных соляных растворов. В IV в. н. э. велись буровые работы на поиск и добычу газа. Сначала копался котлован до твердой горной породы, затем велись буровые работы с помощью бура с чугунной головкой. Соляной промысел был государственной монополией.
Газ использовался не только в производстве соли, но и для отопления. Для этого из бамбука делались трубопроводы. Например, в провинции Сычуань в IV в. н. э. газ доставлялся таким образом на расстояние «дня пути от колодца».
Торговля
Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов. В качестве денег в эпоху Шан сначала использовались привозимые из южных стран раковины моллюска кауры. Затем появились металлические деньги.
Следует отметить, что в Китае были впервые сделаны попытки по замене металлических денег на казначейские билеты. В эпоху династии Хань в результате постоянных войн с гуннами казна опустела и император У-Ди стал выпускать денежные знаки из шкуры редкого белого оленя в виде квадратов с рисунками. Каждый квадрат был равен 400 тысячам медных монет. Позднее эта идея была возрождена в Китае примерно в 800 г. н. э., когда стали печатать денежные знаки из бумаги. Для сравнения можно заметить, что в Европе первые бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции.
В каждом городе были рынки. Государство регламентировало торговлю. Государственными актами устанавливались качество и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рынков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами.
Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами.Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда — в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.
Строительство
Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строительные работы.
Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира. Если в конце III в. до н. э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. их протяженность возросла до 32 тыс. км.
В стране велись большие работы по строительству ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в качестве транспортных магистралей. Уже в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км. В III в. до н. э. был прорыт через горную цепь 200-км канал, соединивший север и юг страны. Он стал началом 2000-км непрерывного водного пути. В 70 г. н. э. началось строительство «Великого канала». Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.
Но, естественно, самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность Великой Китайской стены 3400 км, длина боковых ответвлений 2700 км. Ширина стены до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен.
Created/Updated: 25.05.2018