special


ИЗОБРЕТЕНИЕ
Патент Российской Федерации RU2269027

ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Имя изобретателя: Керенцев Андрей Павлович (RU); Петько Виктор Гаврилович 
Имя патентообладателя: Оренбургский государственный аграрный университет
Адрес для переписки: 460795, г.Оренбург, Челюскинцев, 18, ОГАУ
Дата начала действия патента: 2004.05.12 

Изобретение относится к области ветроэнергетики. Технический результат заключается в повышении КПД и увеличении надежности работы за счет снижения потерь при передаче энергии к валу электрогенератора и за счет изменения усилия прижатия ролика к ободу ветроколеса пропорционально изменению момента сопротивления на валу генератора. Ветроэлектрическая станция содержит установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо с ободом, каретку с электрогенератором, приводной вал которого снабжен роликом, контактирующим с внешней поверхностью обода ветроколеса, при этом, каретка связана с неподвижным основанием шарнирно с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение относится к ветроэнергетике и касается ветроэлектрических станций, в которых передача мощности на электрогенератор осуществляется от обода ветроколеса.

Известны ветродвигатели, содержащие башню и ветроколесо с горизонтальной осью вращения, в которых увеличение числа оборотов при передаче от ветроколеса на генератор осуществляется через редуктор, встроенный в головку ветроколеса (а.с. №79927, кл. F 03 D 1/00).

Недостаток таких ветродвигателей в том, что наличие в них редуктора, особенно для больших мощностей, существенно их усложняет, утяжеляет и снижает КПД.

Известен ветродвигатель, принятый за прототип, где сложный и многоступенчатый редуктор заменен устройством, содержащим установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси с ободом ветроколесо, каретку с колесами, взаимодействующими с внутренней поверхностью обода, и закрепленный на площадке каретки генератор, на валу которого установлен каток, контактирующий с наружной поверхностью обода ветроколеса. Вокруг башни предусмотрен кольцевой бассейн, а каретка снабжена штангой с поплавком, погруженным в бассейн (а.с. №1307080, кл. F 03 D 1/06, 1987).

Недостаток такой конструкции в том, что ролик электрогенератора прижимается к ободу ветроколеса с постоянным, рассчитанным на максимальную нагрузку, хотя ветроэлектрическая станция работает как при больших, так и при малых нагрузках. В результате этого повышается износ ролика и потери энергии.

Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы ветроэлектрической станции.

Сущность изобретения заключается в том, что каретка связана с неподвижным основанием шарнирно, а пружина обеспечивает лишь касание ролика и обода ветроколеса.

На чертеже схематично изображена ветроэлектрическая станция (стрелкой показано направление вращения ветроколеса).

ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Примером конкретного выполнения является ветроэлектрическая станция, содержащая установленное на башне 1 и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо 2 с ободом 3, каретку 4 с расположенным на ней электрогенератором 5, приводной вал которого снабжен роликом 6, контактирующим с внешней поверхностью обода 3. Каретка 4 связана пружиной 7 с башней 1 и установлена с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса.

ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ РАБОТАЕТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ

Пружина 7 уравновешивает вес каретки 4 с электрогенератором 5 и обеспечивает лишь касание ролика с ободом ветроколеса 2. Поэтому сила F, с которой ролик действует на ветроколесо, направлена по линии O'А и может быть разложена на касательную силу Fcи силу нормального давления Р. Сила Fc определяется моментом сопротивления на валу генератора:

Fcс/r,

где Mс - момент инерции от силы Fс;

r - радиус ролика.

Эта сила передается на обод за счет трения между контактирующими поверхностями ролика и ветроколеса. Для того чтобы сцепление было надежным, сила трения скольжения Fтр=Р·ктр должна быть больше силы F с в определенное количество раз, определяемое коэффициентом запаса:

Кз=Fтр/Fc=Р·к тр/Fc=Р·ктр/P·tgтр/tg,

где Кз - коэффициент запаса;

ктр - коэффициент трения.

Откуда видно, что коэффициент запаса, в данном случае, не зависит от момента сопротивления на валу генератора. Поэтому обеспечивается достаточная связь колеса с роликом при больших нагрузках и не создается избыточного давления при малых.

Вместо пружины вес генератора может быть компенсирован противовесом, расположенным на продолжении каретки.

При внедрении изобретения резко повышается, по сравнению с известными ветроэлектрическими станциями, КПД за счет снижения потерь при передаче энергии к валу электрогенератора. Повышается надежность в работе за счет изменения усилия прижатия ролика к ободу ветроколеса, пропорционального изменению момента сопротивления на валу генератора.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ветроэлектрическая станция, содержащая установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо с ободом, каретку с расположенным на ней электрогенератором, приводной вал которого снабжен роликом, контактирующим с внешней поверхностью обода ветроколеса, отличающаяся тем, что каретка связана с неподвижным основанием шарнирно, с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса.

Версия для печати
Дата публикации 02.02.2007гг


НОВЫЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ НОВЫЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ НОВЫЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

Технология изготовления универсальных муфт для бесварочного, безрезьбового, бесфлянцевого соединения отрезков труб в трубопроводах высокого давления (имеется видео)
Технология очистки нефти и нефтепродуктов
О возможности перемещения замкнутой механической системы за счёт внутренних сил
Свечение жидкости в тонких диэлектрических каналох
Взаимосвязь между квантовой и классической механикой
Миллиметровые волны в медицине. Новый взгляд. ММВ терапия
Магнитный двигатель
Источник тепла на базе нососных агрегатов


Created/Updated: 25.05.2018

';